«Будьте собой», «нужна харизма», «покажите, что Вы интересная личность»… Многие советы для преподавателей сводятся к тому, что стоит дать себе волю в плане самовыражения на уроке. Ведь учитель в любом случае ограничен жесткими рамками планирования, уровнем подготовки учеников, конкретной программой. Однако полностью обойтись без этих самых рамок не выйдет, особенно когда речь заходит о юморе. При разумном использовании он должен создавать особую атмосферу и помогать преподавателю и студентам справиться со стрессом, а иногда даже лучше преподносить и усваивать материал. Как определить, насколько уместны ваши шутки? Давайте поступим проще и определим, о чем шутить точно не нужно.
- Общие запретные темы
Политика, религия, интимные отношения, определенные части тела. Пошутить, что единственная собака в многоэтажке сегодня гуляла 40 раз – это забавно, если шутка не слишком распространенная. Пошутить над решениями каких-то стран в сложившейся ситуации – не самая светлая идея. Некоторые анекдоты, связанные с национальными стереотипами, могут оказаться смешными. Но как только грань между шуткой и оскорблением начинает стираться, лучше отказаться от такого варианта.
- Особенности личности ученика и его способности
Не прошло и года, как студент понял тему… Можно подумать так у себя в голове, но никак не говорить об этом вслух. Это не зависит от возраста, пола и уровня языка: любой человек ждет от учителя бережного отношения к нему и его особенностям. На уроках вы увидите, как студенты думают, сомневаются, боятся, ждут поощрения, расстраиваются и корят себя за невнимательность и нерасторопность. При желании здесь можно придумать миллион шуток. Но почти все они будут обидными для учеников.
- Тяжелые события
Неважно, тяжелы они для всего мира или для отдельного человека. Все, что связано с негативными переживаниями, должно быть исключено из списка тем для веселья. Исключением может быть лишь уникальная ситуация, в которой вы и ваш ученик являетесь горячими поклонниками черного юмора и получаете огромное удовольствие от подобных шуток. Но в таком случае, пожалуйста, убедитесь, что это действительно так, и студент не пытается подыгрывать вам, просто чтобы не обидеть.
- Результаты труда ученика
И не только связанные с вашими уроками. Конечно, смеяться над неудачно выполненным тестом или эссе, в котором студент излил душу, недопустимо. Но к этому пункту также относятся всевозможные личные успехи на работе, дома, в сфере отношений. То, что кажется вам незначимой мелочью, для ученика может быть настоящим достижением, ради которого он выложился по максимуму. Будьте аккуратны и тактичны! Не забывайте хвалить даже за маленькие успехи – как себя, так и своих студентов.
- Чувства и интересы
Если ученик любит «Сумерки» и черпает в них вдохновение, а вы считаете, что это нелепо, у вас все равно нет морального права использовать такую информацию против него. Если ему вдруг понравилось вязание, лепка или пение старинных романсов, а вы способны понять только «современные» виды хобби, не спешите над ним смеяться. Ваши различия должны приводить не к отрицанию всего, что не совпадает с вашими взглядами на жизнь, а к взаимному развитию и пресловутому расширению горизонтов – вы же ради всего этого и пришли в эту профессию, не так ли?
Есть два основных правила для таких ситуаций: «сомневаетесь – не шутите» и «избегайте иронии и сарказма». Пусть лучше урок получится эмоционально нейтральным, чем вызовет у ученика обиду и ранит его. Нужно помнить, что все студенты разные: кто-то и не заметит небрежно брошенного слова, а кто-то расстроится надолго и не сможет спать, потому что вы ударили по больному. Учитель – это тот, к кому приходят, доверяя не только обучение, но и свою душу. Обучение проходит быстрее и эффективнее, когда все участники процесса максимально открываются. И именно поэтому необходимо контролировать свои слова и действия: на уроке каждый из пришедших очень уязвим. Пусть ваш юмор будет только добрым и светлым.
А о чем вы шутите со студентами на уроках?