Включаемся в поток: мотивация школьников

19.05.2020

Ребенок, любящий учиться, порой кажется недостижимым идеалом. Мотивированные ученики сами стремятся к знаниям. Они не играют под партой “в телефон”, не списывают и активно отвечают на уроке. 

По одной из мотивационных теорий (Малон, Лепер. 1987) для активизации интереса нужны:

  • достаточная сложность заданий,
  • любознательность,
  • контроль,
  • фантазия,
  • соревновательность,
  • сотрудничество,
  • признание.

Авторы теории предлагали активно использовать игры для включения всех этих компонентов. Учителя английского не построят весь урок на играх, так как учебный план заставляет двигаться по учебнику, но геймификация украсит урок со школьниками любого возраста.

Теория самодетерминации (Э.Деси, Р.Райан) дает понимание истоков внутренней и внешней мотивации, определяя наши основные потребности:

  • желание самому контролировать свое поведение и выбирать деятельность,
  • желание быть компетентным в каком-либо вопросе, достичь результатов,
  • желание взаимодействовать с другими людьми.

Это общие положения психологии, но они могут быть очень полезны в подготовке к урокам. Попробуем понять, как “включить поток”, то есть увлечь ребенка так, чтобы он полностью сосредоточился на задании. Один за другим, уроки “в потоке” станут дорожкой к высокой мотивации.

1. Урок должен быть методически правильно построен. Логично 

  • начинать урок с речевой/фонетической разминки,
  • показывать наглядно то, что объясняете, 
  • вводить материал через контекст, чтобы ученики могли сами анализировать примеры и делать выводы, 
  • просить приводить примеры, 
  • предлагать достаточно практических упражнений,
  • заканчивать работу с новым материалом творческим заданием,
  • использовать полученные знания самостоятельно, готовя проект или просто в беседе на английском.

2. Темп урока динамичный, то есть без скучных пауз и затянутых заданий. Внимание детей переменчиво, следуйте за их настроением. Если видите, что класс заскучал встряхните его активным заданием с элементами соревновательности, а если дети слишком возбуждены проведите задание для calm-down. Например, закрыть глаза, послушать музыку, затем рассказать на английском, что вы представили.
3. Выберите посильные, но немного сложные задания, в пределах зоны ближайшего развития. Радость победы появится, если достижение действительно значимое. Помним и об отстающих учениках, им нужно больше поддержки и, возможно, подсказок.
4. Дайте четкие инструкции, объясните, зачем нужно данное задание. Дети, видящие смысл действий на уроке, более охотно занимаются.
5. Контролируйте процесс, то есть следите, чтобы все услышали инструкции и получили фидбек. Следите за дисциплиной, чтобы шум не нарушал ощущение потока.
6. Вовлекайтесь в урок. Равнодушный учитель никого не увлечет. Будьте воодушевлены и позитивны.
7. Используйте больше заданий для совместной работы, в группах и парах. Дети хотят общаться, это видно по тому, что некоторые разговаривают на уроке о личном. Дайте им возможность поговорить друг с другом только для выполнения учебной задачи и на английском языке.
8. Разговаривайте с учениками. Узнайте о их проблемах, поинтересуйтесь, почему они хотят/не хотят изучать английский язык. Все мы разные, и угадать причины низкой мотивации очень сложно. Попробуйте спросить напрямую, и если вы искренний и доброжелательный учитель, ребята тоже ответят искренне.

Ощущение потока это прежде всего радость от того, что делаешь. Чтобы написать книгу, нужно начать и писать, писать, писать. Книги, написанные с вдохновением, дарят удовольствие писателю и читателям. Изучение английского языка принесет результат, если будет подобно написанию шедевра: с вдохновением и усердным трудом.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×