Использование визуальных опор при работе с видовременными формами глагола

20.05.2020

Они составляют основу всех пособий и учебников для изучения английского языка. Они короли школьной грамматики. Видовременные формы глагола. Дети бьются с ними все годы обучения в школе и чаще всего проигрывают — в голове остаются названия “Simple”, “Continuous” и обрывки правил. Причины разные: и отсутствие системности обучения, и сложность программы, и обыкновенное нежелание побеждать. Иногда иностранный язык кажется слишком сложным. Дети теряют мотивацию, потому что не понимают их с каждым классом все больше и больше.

Объяснение “времен” будет более понятным, если учитель покажет их функции наглядно. Основные возможности визуализации:

Таймлайн 

Учитель рисует на доске или показывает на плакате линию, на которой продолжительные действия изображаются волнистой чертой, а краткие — крестиком. Отношение событий между собой иллюстрирует стрелкой. 

видовременные формы глагола в английскомКак работать?

Обычно учитель просто показывает на части рисунка, озвучивая правило. Другие варианты применения: 

  • ученики совмещают готовые примеры с иллюстрациями разных видо-временных форм;
  • ребята составляют свои примеры по данной “таймлайн”;
  • учитель перечисляет различные названия форм или примеры глаголов, а дети рисуют их “таймлайн” в тетради.

V-cхемы 

Это краткие обозначения форм глаголов, где смысловой глагол заменяют буквой “V” (verb), например, am+Ving или have/has+V3. 

видовременные формы глагола в английском
https://tutorblog.ru/

Как работать?

Для V-схем подходят задания для “таймлайн”. Учителя почти всегда записывают времена кратко на доске во время объяснения правила, добавляя отрицательную и вопросительную формы. Вариант применения попросите написать “V-схемы” на карточках и показывать, когда вы читаете предложения в разных временах. Это позволит проверить знания учеников при фронтальной работе. 

Геометрические схемы

Они показывают все предложение в виде треугольников, кругов, квадратов, где каждая фигура обозначает различные части речи и передает функции слов в предложении. Например, обозначения из учебника Биболетовой, М.З “Enjoy English 2”: белый квадрат действующее лицо, закрашенный квадрат качество/объект, белый треугольник глагол, обозначающий действие, чувство, состояние, закрашенный треугольник глагол, обозначающий отношение к действию, треугольник со стрелочкой внутри глагол-связка и т.д.

видовременные формы глагола в английском

Как работать?

Детям требуется время для того, чтобы запомнить значения схем, поэтому необходимо постоянно возвращаться к ним в различном контексте. Ученики совмещают примеры со схемами, составляют их на доске из карточек, а также работают с индивидуальными наборами геометрических фигур. Авторы пособия предлагают использовать геометрические схемы как опоры для составления предложений и рассказов. Они позволяют запомнить порядок слов в высказываниях на английском языке.

Кубики Зайцева+таблицы “Английские грамматические алгоритмы”

Это пособие из 40 двойных и одинарных кубиков разного цвета. Красным отмечена группа подлежащего, синим глаголы, черным отрицательные частицы. Три формы глагола обозначены кубиком с цифрами один. два, три, четыре герундий. 

видовременные формы глагола в английском
https://www.intelkot.ru/

Как работать?

По сути это те же V-схемы, но в удобном формате. Кубики позволяют быстро перестраивать предложения, превращая утвердительные в отрицательные и вопросительные. По замыслу автора пособия дети составляют из них предложения, которые диктует учитель на русском. Элементы грамматико-переводного подхода допустимо использовать на начальном этапе изучения английского языка, не забывая о коммуникативных и творческих заданиях.

Палочки Кюизенера 

Это набор из 116 цветных палочек десяти цветов разной длины, обычно применяемых для изучения цветов и счета, а также для составления объемных рисунков.

cvetnie palochki kyuizenera 2 Skyteach
https://static-eu.insales.ru/

Как работать?

Разные блоки могут обозначать разные грамматические формы. Короткие белые вспомогательный глагол “to be”, розовые “to have”, голубые инфинитив, красные past participle и т.д. Дети любят эти красочные палочки, поэтому работа с ними будет больше их мотивировать, чем черно-белые схемы. Хотя принцип работы тот же самый составление предложений по схемам и наоборот схем по примерам. 

Знакомство со схемами требует дополнительных усилий, и не всем учителям кажется необходимым. Но важно помнить, что все дети разные и большинство учеников визуалы, которые “сухую” теорию без наглядности воспринимают с большим трудом. 

Используйте наглядность, и видовременные формы глагола станут любимой темой ваших учеников!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×