09.06.2020
946
1

Да пребудет с вами сила… смартфона! Как сделать занятия ещё интереснее с его помощью

Елена Тимофеева

Журналист, писатель, трёхкратный призер республиканских олимпиад по английскому языку

Смартфоны часто воспринимают как главных врагов педагога, ведь они мешают студентам сосредоточенно учиться. Но если мы не можем их «победить», значит, нужно сделать их нашими союзниками.

Большинство людей, и особенно поколения Z (те, кто родился в 2000-х) и «альфа» (дети, родившиеся после 2010), воспринимают смартфон как третью руку, третий глаз и второй мозг. Обучение с помощью смартфона – для них игра, а не скучное и трудное занятие. Если угасает энтузиазм, значит, можно и нужно попробовать обучающие активности со смартфоном.

Есть и еще один, неочевидный аспект. Раз смартфон – неотъемлемая часть жизни, то в связке с ним и английский язык подсознательно перестает восприниматься как что-то неестественное для студента, чужеродное.

Читайте со смартфоном

Для многих студентов пытка – не понимать точное значение слов (этим особенно грешат перфекционисты). Но постоянное заглядывание в словарь разрушает удовольствие от чтения и приводит к привычке русифицировать текст, не даёт студенту думать на английском. 

После чтения ради удовольствия (без остановок и попыток понять дословно), чтения второй раз ради контекста (попытки понять незнакомые слова с помощью знакомых) – можно перейти к чтению ради точности – и заглянуть в словарь. А чтобы процесс оставался проактивным, пригодится поиск в онлайн-словаре или переводчике, ведь студент набирает слова руками. Смартфон поможет найти незнакомое слово, прочитать его англоязычное определение, или найти синонимы, чтобы объяснить значение непонятного слова преподавателю.

Расширяйте словарный запас

Большинство студентов – визуалы (среднестатистически – до 80% от общего количества). Им гораздо проще запоминать новые слова с помощью картинок. Но если добавить процесс ввода слова с клавиатуры, то задействуется больше нейронных связей в мозгу. Предложите студенту найти слово в Google Image Search, а затем внимательно изучить картинки к нему с первой страницы поисковой выдачи.

Играйте в игры на смартфоне

Если ваш студент любит мобильные «игрушки», посоветуйте ему изменить настройки интерфейса. Пусть язык персонажей или подсказок будет английским. Но это вне занятий.

А во время них играйте со студентом в игры со словами. В магазинах приложений для смартфонов много таких игр, которые посвящены изучению грамматики, улучшению произношения и расширению словарного запаса. Примеры: Words with Friends (аналог Scrabble), 4 Pics 1 Word. Ну и конечно, не помешают Duolingo, Memrise, Hello English.

Ведите переписку в мессенджерах

Создайте группу в WhatsApp или Viber, подойдет также чат в Telegram и добавьте в нее всех своих студентов. Предложите им общаться в этой группе на любые свободные темы. Главное – делать это на английском: например, отправлять друг другу интересные фото своего города, фотозагадки, мысли-идеи, устраивать простые мини-викторины.

Вне занятий, безусловно, хочется, от студентов отдыхать, но если удастся наладить между ними живое общение, то ваше участие в группе или чате может почти не понадобиться. Студентов, которые занимаются дольше, или студентов, знающих язык на более продвинутом уровне, можно назначить модераторами, а самим подключаться в тех случаях, когда беседа затухает, или, например, за сутки никто ничего не написал.

Практикуйте произношение

Диктофоны на смартфонах – удобный инструмент. Предложите студенту начитывать на диктофон тексты или записывать диалоги, разыгрываемые по ролям, а затем прослушивать их. Так ему будет лучше слышно разницу между тем, как получается у него, и тем, как надо (как произносите вы или диктор в аудиоупражении).

Отличное упражнение – диктовка. Пусть студент надиктовывает заметку или письма с помощью голосового ввода (наиболее удобно это делать в Google Keep, но можно и в Google Docs). Слова и фразы придется произносить четко и правильно, чтобы искусственный интеллект понял дословно и записал без ошибок.

Используйте приложения-«самоорганизаторы»  

Trello, Asana, Notion – всё это классические помощники студента. Можно заносить туда домашнее задание на английском – и уже сколько регулярной языковой практики! А можно превратить доску в целую обучающую среду, если добавлять туда заметки и конспекты, прикреплять картинки с новыми словами и полезные документы, комментировать задания. Приложения для ведения списков задач (ToDoist, Wunderlist), календари (Google Calendar) тоже можно использовать, если студент будет вносить встречи и задачи только на английском языке.

Рисуйте майнд-карты

XMind, MindMeister и другие подобные приложения пригодятся, чтобы запоминать слова в контексте. Предложите студенту собрать карту из слов и ассоциаций по выбранной теме – выглядеть это будет привлекательнее классического словарика, кроме того поможет сформировать новые связи между словами, запомнить их в контексте.

Устраивайте фотоохоту

Попросите студента включить камеру на смартфоне и во время занятия быстро (при ограниченном времени) делать фото, следуя вашим инструкциям. Например, он должен сфотографировать что-то красное / круглое / живое / с кнопками – в зависимости от изучаемой или изученной темы.

Фотографии вообще благодатная почва для создания полезных упражнений. Попросите студента выбрать любое фото из папки на смартфоне, а затем подробно описать его: кто изображен, что делает, как и когда это фото было сделано, чем оно интересно.

Еще можно создавать визуальные фотоистории на любую подходящую тему: например, «мой обычный день» или «что я люблю делать / есть / смотреть», а затем рассказывать эту историю на английском языке, используя фотоподсказки.

Составляйте твит-саммари

Задача не из легких – ведь в один твит помещается только 140 символов. Саммари можно составить по прочитанному тексту, по изученной теме, даже по итогам всего занятия. Количество подписчиков, возможность опубликовать твит и даже отсутствие аккаунта в Твиттере не имеют значения.

Играйте в speed chat

Организовать игру можно в группе или прямо на занятии. Суть ее – в быстрой реакции (период времени можно заранее оговорить). Отправляете студенту на смартфон картинку. Если это изображение человека – тогда нужно человека описать, если скрин карты города – тогда придется «подсказать туристу», как дойти до отмеченной на карте точки, если фото меню из кафе – тогда нужно заказать блюдо официанту, если фото книжной полки – расспросить продавца об интересующей книге с этой полки, если вид из окна… А пусть сам догадается! Задания можно придумывать любые, главное – реагировать быстро.

***

Еще варианты заданий для студента:

  • записывать короткие видео на английском на заданную тему,
  • угадывать друг у друга музыку (важно, чтобы она была англоязычной, и студент произносил названия, а то и строчки из песен – в зависимости от уровня подготовки),
  • смотреть учебные видео (из ютуба) на смартфонах, а не на десктопах (так привычнее, проще преодолеть внутреннее сопротивление).
Комментарии (1)
  • Avatar photo
    Raisa

    If wishes were horses beggars would ride and now in detail about the same

    15.06.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×