Признайтесь честно: помните, как в школе учили слова на диктант по английскому? Закрывали чем-нибудь левую колонку словарика, по переводу в правой вспоминали слово. Было же? И транскрипцию, конечно, писали. А вот примеры, скорее, всего нет.
Большинство наших студентов ведёт словарики из двух-трех колонок и сегодня. Слово и перевод, юнит за юнитом, смесь словосочетаний, фразовых глаголов, терминов и слов по теме урока. Почему это не очень эффективно и как исправить ситуацию, поговорим в сегодняшней статье.
Что не так?
Когда мы записываем все слова подряд, не сопровождая их примерами и никак не используя в речи или письме, это похоже на работу для галочки. Мозг работает по принципу “записал новые слова = выучил”. Даже если просмотреть такой список лексики перед тестом в конце юнита или диктантом, вряд ли он поспособствует запоминанию. Ближе к середине учебного года заглядывать на первые страницы словарика перестают даже самые прилежные студенты. Лексика накапливается, а найти что-то в череде бесконечных синих строчек становится нереально. “Наверняка есть альтернатива”, – подумаете вы. Есть!
Колонки
Старые-добрые колонки можно видоизменить. Добавьте в них то, что необходимо конкретному студенту или группе. Это может быть транскрипция, колонка для примеров, словосочетаний, идиом и даже рисунков. На занятиях мои студенты часто используют вот такой органайзер:
Его легко распечатать на А4, расчертить в тетради или даже создать в GoogleDocs или Excel. Последний вариант особенно уместен в случае онлайн-занятий и хорошо подходит тем студентам, которые любят просматривать слова в очереди или транспорте. Колонка ‘Memory’ появилась когда одна из студенток пожаловалась, что хотела бы записывать где-то забавные ассоциации со словом или рисовать картинки. Теперь в последнем столбце пишется все, что помогает студенту запомнить слово. Аналогичную идею, только с большим количеством колонок, можно найти у Скривенера в его ‘Learning Teaching’:
Mind maps
Mind maps – это карты слов, объединенных образными или логическими связями. В такие ментальные карты можно собирать коллокации, словосочетания, тематические ассоциации со словом, синонимы и антонимы, да всё, что захочется. Если ваши студенты креативны, им наверняка понравятся mind maps, ведь это огромный простор для иллюстрирования и использования различных цветов. Скривенер называет этот способ записи слов word webs или topic webs:
Модель Фрейер
Модель Фрейер или Frayer Model – это графический органайзер, который подразумевает работу со словом, а не только запись перевода или дефиниции. Такая модель помогает проанализировать слово. Классический вариант выглядит так:
Можно оптимизировать идею и предложить студентам записывать лексику, например, так:
Разумеется, прорабатывать так каждое слово нереально. Но такой способ записи отлично работает, если вы хотите записать основную лексику юнита или запомнить что-нибудь сложное – например, фразовые глаголы.
Цветокодирование
Чтобы слова лучше запоминались, нужно, чтобы они привлекали к себе внимание. Почему бы не выделить их разными цветами? Еще лучше, если за этими разными цветами будет прослеживаться какая-то система. Вот несколько идей того, как можно использовать colour coding для ведения словарика:
- Выделяйте каждую часть речи определенным цветом. Это облегчит поиски, когда нужно быстро найти определенное слово в списке, и поможет сэкономить место и убрать колонку ‘Part of speech’, если вы придерживаетесь способа записи слов, описанного выше.
- Купите блокнот с цветными страницами. Распределите цвета: зеленый блок для новых слов, желтый – для полезных фраз и прочего functional language, синий – для синонимов и антонимов, оранжевый – для заданий на word formation.
- Выделяйте только самое важное. Закрепите определенный цвет за областью. над которой нужно работать. Например, выделяйте самые сложные для запоминания слова. Если в юните ведется активная работа с синонимами и антонимами, например, можно попросить студентов выделять в словарике эти слова отдельным цветом.
Word formation collector
Еще один неплохой способ записи слов, который точно оценят ваши экзаменационные группы, – это колонки, организованные по частям речи:
Такие же можно использовать для домашних заданий или работы в классе. Раздайте студентам распечатанный шаблон и попросите заполнить формами 5-7 слов на ваш выбор.
Выбор креативных
Если ваши студенты – творческие личности, можно предложить им более оригинальные способы записи и запоминания слов. Слова можно нарисовать, придумать к ним рифму или проассоциировать с чем-то на родном языке. Конечно, речь здесь идет больше о запоминании, нежели о регулярном ведении словарика. Однако если пару раз в год вы будете просить учеников записать слова текущего юнита креативно, это пойдет им только на пользу, ведь все мы лучше запоминаем что-то необычное. Чуть ниже – еще один способ, предложенный Скривенером, а также небольшая история студента, который надолго запомнил слово spanner, гаечный ключ.
Все эти способы можно чередовать, тогда ведение словарика не превратится в рутину. Кроме того, за учебный год каждому студенту удастся выбрать то, что наиболее эффективно именно для него. Ну а если студент или группа придерживаются консервативных взглядов на изучение языка, выбирайте дополненные колонки, они не подведут.
Расскажите, а как выглядят словарики ваших студентов?