Признайтесь честно: помните, как в школе учили слова на диктант по английскому? Закрывали чем-нибудь левую колонку словарика, по переводу в правой вспоминали слово. Было же? И транскрипцию, конечно, писали. А вот примеры, скорее, всего нет.

Большинство наших студентов ведёт словарики из двух-трех колонок и сегодня. Слово и перевод, юнит за юнитом, смесь словосочетаний, фразовых глаголов, терминов и слов по теме урока. Почему это не очень эффективно и как исправить ситуацию, поговорим в сегодняшней статье.

Что не так?

Когда мы записываем все слова подряд, не сопровождая их примерами и никак не используя в речи или письме, это похоже на работу для галочки. Мозг работает по принципу “записал новые слова = выучил”. Даже если просмотреть такой список лексики перед тестом в конце юнита или диктантом, вряд ли он поспособствует запоминанию. Ближе к середине учебного года заглядывать на первые страницы словарика перестают даже самые прилежные студенты. Лексика накапливается, а найти что-то в череде бесконечных синих строчек становится нереально. “Наверняка есть альтернатива”, – подумаете вы. Есть!

Колонки

Старые-добрые колонки можно видоизменить. Добавьте в них то, что необходимо конкретному студенту или группе. Это может быть транскрипция, колонка для примеров, словосочетаний, идиом и даже рисунков. На занятиях мои студенты часто используют вот такой органайзер:

Screenshot from 2020 06 15 21 57 51 SkyteachЕго легко распечатать на А4, расчертить в тетради или даже создать в GoogleDocs или Excel. Последний вариант особенно уместен в случае онлайн-занятий и хорошо подходит тем студентам, которые любят просматривать слова в очереди или транспорте. Колонка ‘Memory’ появилась когда одна из студенток пожаловалась, что хотела бы записывать где-то забавные ассоциации со словом или рисовать картинки. Теперь в последнем столбце пишется все, что помогает студенту запомнить слово. Аналогичную идею, только с большим количеством колонок, можно найти у Скривенера в его ‘Learning Teaching’:

Screenshot from 2020 06 15 22 07 22 Skyteach
из ‘Learning teaching. The Essential Guide to English Language Teaching’, 3rd edition, by J. Scrivener, Macmillan Education, 2011

 

Mind maps

Mind maps – это карты слов, объединенных образными или логическими связями. В такие ментальные карты можно собирать коллокации, словосочетания, тематические ассоциации со словом, синонимы и антонимы, да всё, что захочется. Если ваши студенты креативны, им наверняка понравятся mind maps, ведь это огромный простор для иллюстрирования и использования различных цветов. Скривенер называет этот способ записи слов word webs или topic webs:

Screenshot from 2020 06 15 22 18 47 Skyteach
из ‘Learning teaching. The Essential Guide to English Language Teaching’, 3rd edition, by J. Scrivener, Macmillan Education, 2011

 

 

Модель Фрейер

Модель Фрейер или Frayer Model – это графический органайзер, который подразумевает работу со словом, а не только запись перевода или дефиниции. Такая модель помогает проанализировать слово. Классический вариант выглядит так:

frayer model Skyteach
Можно оптимизировать идею и предложить студентам записывать лексику, например, так:

frayer model 1 Skyteach
Разумеется, прорабатывать так каждое слово нереально. Но такой способ записи отлично работает, если вы хотите записать основную лексику юнита или запомнить что-нибудь сложное – например, фразовые глаголы.

Цветокодирование

Чтобы слова лучше запоминались, нужно, чтобы они привлекали к себе внимание. Почему бы не выделить их разными цветами? Еще лучше, если за этими разными цветами будет прослеживаться какая-то система. Вот несколько идей того, как можно использовать colour coding для ведения словарика:

  • Выделяйте каждую часть речи определенным цветом. Это облегчит поиски, когда нужно быстро найти определенное слово в списке, и поможет сэкономить место и убрать колонку ‘Part of speech’, если вы придерживаетесь способа записи слов, описанного выше.
  • Купите блокнот с цветными страницами. Распределите цвета: зеленый блок для новых слов, желтый – для полезных фраз и прочего functional language, синий – для синонимов и антонимов, оранжевый – для заданий на word formation. 
  • Выделяйте только самое важное. Закрепите определенный цвет за областью. над которой нужно работать. Например, выделяйте самые сложные для запоминания слова. Если в юните ведется активная работа с синонимами и антонимами, например, можно попросить студентов выделять в словарике эти слова отдельным цветом.

Word formation collector

Еще один неплохой способ записи слов, который точно оценят ваши экзаменационные группы, – это колонки, организованные по частям речи:

Screenshot from 2020 06 15 22 40 53 Skyteach
Такие же можно использовать для домашних заданий или работы в классе. Раздайте студентам распечатанный шаблон и попросите заполнить формами 5-7 слов на ваш выбор.

Выбор креативных

Если ваши студенты –  творческие личности, можно предложить им более оригинальные способы записи и запоминания слов. Слова можно нарисовать, придумать к ним рифму или проассоциировать с чем-то на родном языке. Конечно, речь здесь идет больше о запоминании, нежели о регулярном ведении словарика. Однако если пару раз в год вы будете просить учеников записать слова текущего юнита креативно, это пойдет им только на пользу, ведь все мы лучше запоминаем что-то необычное. Чуть ниже – еще один способ, предложенный Скривенером, а также небольшая история студента, который надолго запомнил слово spanner, гаечный ключ. 

imgonline com ua 2to1 f1YH2hLNR3OEcG scaled Skyteach
из ‘Learning teaching. The Essential Guide to English Language Teaching’, 3rd edition, by J. Scrivener, Macmillan Education, 2011

Все эти способы можно чередовать, тогда ведение словарика не превратится в рутину. Кроме того, за учебный год каждому студенту удастся выбрать то, что наиболее эффективно именно для него. Ну а если студент или группа придерживаются консервативных взглядов на изучение языка, выбирайте дополненные колонки, они не подведут.

Расскажите, а как выглядят словарики ваших студентов?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×