16.06.2020
248
2

Он(а) мой любимый учитель: нужно ли стремиться к идеалу

Полина Черепащук

Каждый из нас мечтает о том, чтобы его любили ученики. И не просто с нетерпением шли к нему на уроки, но и выделяли его среди других преподавателей. Почему же до сих пор не существует четкого плана, который мы все могли бы использовать, чтобы стать такими невероятными для любого студента? И стоит ли вообще бежать за подобными достижениями?

Давайте вспомним любого из ваших любимых учителей. Это может быть молодой веселый парень, недавно выпустившийся из института, строгая, но справедливая женщина в преклонном возрасте, или светлый и возвышенный преподаватель религиоведения, благодаря которому вы неожиданно обнаружили в себе интерес к мировым религиям. Подумайте, что объединяет всех ваших любимчиков? 

Скорее всего, это будет безукоризненное знание предмета, уважение к каждому ученику, а также бесконечное стремление делиться своими наблюдениями помимо прохождения программы по учебникам. Эти люди не становятся преподавателями своих предметов, лишь переступая порог класса. Их предмет — это образ жизни, призма, через которую они смотрят на все остальное. Способ самовыражения, подходящий им по характеру. То, ради чего они смотрят видео на Youtube, читают книги и статьи, посещают мероприятия. Все, что встречается на их пути, идет в дело: используется на занятиях или превращается в материалы для домашних заданий и тестов. 

Если говорить о преподавателе английского, если вам посчастливилось иметь такого среди любимых, это часто бывает человек, который создает тематические уроки, проводит квесты и дебаты, включает в уроки отрывки из сериалов для более наглядной демонстрации фразовых глаголов, а на разминке обсуждает с вами смешные злободневные мемы и слова типа “меганмарклить”. Или, наоборот, казалось бы, он не делает ничего особенного — просто начинает ненавязчиво рассказывать об американской литературе — но после его занятий все говорят лишь одно: “он учитель от Бога”. Ну неужели такими рождаются? И снова нет четкого ответа. 

Обратимся к кинематографу. Мистер Уорнер из “Учителя года” не может стать самым любимым преподавателем в своей школе, пока не осознает, что настоящая ценность — это время и возможность каждый день по-настоящему отдавать себя другим, как это делал Мистер Ди. Молодая Татьяна Сергеевна из “Весны на Заречной улице” тоже раскрывается по-новому, когда делает шаг навстречу своим взрослым ученикам, чтобы лучше их понять, а не просто дает материал и требует выполнения заданий. Грациозная Полина из “Давайте потанцуем” свято верит в волшебство танца и этим помогает главному герою обнаружить в себе давно уснувшие способности и развить их, хотя в самом начале занятий было трудно себе представить его успех. Ранимый Дэвид Фишер из “Инглиш-Винглиш” сочетает в себе неуемный энтузиазм и гибкий подход к обучению: он слышит поздравительную речь Шаши на свадьбе и ставит ей высший балл, засчитывая все это как результат финального экзамена, на который она не сумела явиться. Профессор Люпин из всеми любимой киносаги щедро дарит ребятам множество захватывающих минут на своих практических уроках и вдобавок учит Гарри противостоять дементорам, несмотря на огромный риск разоблачения.

Всех этих преподавателей объединяет как минимум одно: способность отдавать не только знания, но и самого себя. Некоторые из них прошли мощную трансформацию и только тогда стали теми, кем должны были стать — идеальными для своих учеников. Может быть, у вас появятся еще какие-то мысли по этому поводу (обязательно поделитесь в комментариях).

Были ли все эти персонажи объективно идеальными? Нет. У них были страхи, сомнения, провалы, проблемы в личной жизни, а то и со здоровьем, но каждого любили за то, как именно он вел свои занятия. 

Стремились ли они быть лучше в своем деле? Как минимум, они старались делать его качественно и с душой — так, как могут только они. Главной задачей для них была не конкуренция с другими, не попытка получить все существующие регалии, а возможность помогать людям, которые пришли к ним уже сегодня.

Было ли у них столько книг, статей и материалов о том, как стать хорошим учителем, сколько есть сейчас у нас? Едва ли. Однако у них мог быть кто-то, кто:

  1. Вдохновил их заняться преподаванием и/или поддерживал их в этом.
  2. Послужил примером того самого “идеального” учителя.

Из всего этого можно заключить: идеальным для своих учеников стать можно. Для этого нужно делать упор на получение удовольствия от процесса и помощь другим, а при необходимости смело меняться и пробовать новое. Не стоит думать о том, как стать лучшим, куда более эффективно будет активно удовлетворять свое любопытство в выбранной сфере и продолжать исследовать предмет и смежные области. Также было бы здорово иметь в памяти пример вашего любимого преподавателя (любого предмета!), а рядом — людей, которые всегда поддержат вас на этом нелегком, но невероятно развивающем пути. Если же таких людей нет, стоит стать таким человеком. Сперва для самого себя, а потом и для тех, кто встретит вас в будущем. Чтобы уже они сказали: он(а) мой любимый учитель!

А кто из реальных или экранных преподавателей больше всего дорог вашему сердцу? Стремитесь ли вы стать таким, как он, или оставаться самим собой?

Комментарии (2)
  • Avatar photo
    Полина Черепащук

    Вам спасибо за отзыв, Екатерина!)
    Да, литературное чтение способно очень сильно вдохновить <3
    Песни любят не все, но Вы правы: если почувствовать, с кем это уместно, получается такой мини-праздник)

    26.06.2020
  • Avatar photo
    Стаценко Екатерина Юрьевна

    Здравствуйте! Большое спасибо за статью) Мой любимый фильм — Dead poet`s society. Даже показывала отрывки оттуда на языке своим ученикам, старшеклассникам! Ещё помимо программы я решила почитать с ними Шекспира «A midsummer night`s dream», в которой я участвовала сама в школьной постановке в своё время)) У нас был день литературного чтения. Я всем распечатала текст, мы распределили роли и наслаждались процессом! И пусть мы возможно чего-то е успели, но я знаю, моим ученикам было но крайнеё мере не скучно.
    Своей фишкой я считаю разучивание песен на АЯ. Сама кайфую от процесса!!! И это главное, на мой взгляд. При этом я чувствую, с какими учениками это пойдёт, и применяю. Очень разряжает обстановку и добавляет положительных эмоций обучению!

    26.06.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×