17.06.2020
482
0

“Влюбленный”, “скептик”, “понтовый”: как быть с трудными студентами?

Новые студенты уже не кажутся такими необычными. Вы уже успели привыкнуть к их поведению, темпу работы и интересам. Устав от рутины, вы решаете открыть новый набор, чтобы встряхнуться и расширить горизонты. Но помимо разнообразия уровней и курсов оригинальность может проявляться в других плоскостях. Неожиданно вы сталкиваетесь с ситуациями, в которых не думали оказаться… К вам приходят ученики, в корне отличающиеся от всех предыдущих. Что же с ними делать? И не стоит ли отказаться от таких с самого начала? Давайте изучим конкретные примеры.

  1. Влюбленный

Он смотрит на вас и забывает обо всем. Вы можете задавать любые вопросы или что-то рассказывать – это не имеет особого значения. Главное, что вы здесь и говорите с ним. Куда большее значение имеют ваши глаза, волосы, улыбка… А вовсе не стиль преподавания и знание предмета. В начале обучения вам это льстит, и все доставшееся вам обожание кажется логичным. К тому же, это даже упрощает процесс – он всегда рад вам угодить, сделать дополнительное домашнее задание и выучить все нужные слова, чтобы лишний раз услышать вашу похвалу. Вроде бы ничего плохого. Или все не так просто? Проходит время. Его внимание рассеивается от избытка чувств, и на уроках он думает уже о чем угодно, только не об английском. Готовьтесь по несколько раз отвечать на одни и те же вопросы, потому что ему просто нравится с вами общаться. Занятия явно теряют эффективность… И постепенно его чувства начинают мешать вам обоим. А бросить жалко – он же такой хороший.

Как быть?

Зависит от силы его чувств и степени негативного влияния этих чувств на обучение. Вы учитель и ваша главная задача – ну сами знаете. Если в итоге у студента в голове не останется никаких знаний, либо прогресс окажется слишком незначительным, спросят с вас – может быть даже он сам. Готовы к такому повороту? Бывают и счастливые случаи, когда влюбленность, наоборот, настолько вдохновляет ученика, что он сворачивает горы и приходит к успеху быстрее остальных. Но нужно убедиться, что это ваш случай. Как и в любой другой ситуации, после периода наблюдения придется принимать решение, которое пойдет на пользу и вам, и студенту. Часто бывает так, что лучше расстаться раньше, чтобы не тратить его время зря. Он перейдет к другому преподавателю, который будет выполнять только конкретные функции и сможет добиться большего эффекта, чем вы. Если же так поступить невозможно – например, ученик занимается в классе, который будет учиться у вас еще полгода – необходимо постараться выдерживать максимально нейтральные отношения. Не делайте из него ни любимчика, ни изгоя. Хвалите за старание и верно выполненные упражнения, делайте предупреждения за проступки. Не пытайтесь развивать эти отношения и давать ему ложную надежду, чтобы потешить свое эго. Как и для любого влюбленного, это будет безумно болезненно для студента.

  1. Скептик

На первом же занятии он начинает активно делиться своим видением урока и тем, как его правильно учить. Исправлять его лучше перебивая и сразу. Грамматику сперва объяснить в форме лекции, как в школе или институте – он так привык – а уже потом приступать к заданиям. И почему мы сейчас делаем именно это упражнение? Не будет ли логичнее сначала выполнить то, которое на следующей странице? В этот момент выдохнуть и успокоиться трудновато, но необходимо. Однако после пятого замечания за урок вы слегка срываетесь, и агрессивная реакция на его действия воспринимается им как недостаток опыта, профессионализма и неуверенность в себе. Его сомнения в вас усиливаются, и он все чаще прерывает процесс подобными вопросами, тем самым еще сильнее сбивая вас с толку. Получается замкнутый круг, из которого, казалось бы, нет выхода. Недовольство растет с обеих сторон – вам не дают нормально работать, он не понимает, почему нельзя просто сделать, как просит он. Но до конфликта доводить не стоит.

Как быть?

Даже если вы еще не придумали, как поступить, первое, что надо в себе культивировать – это спокойствие и готовность столкнуться  с такими неожиданностями на занятии. Иногда подобные комментарии отпускают ученики, которые не очень хорошо разбираются в методике преподавания языков и/или сталкивались с неподходящими учителями, которые не смогли привести их к нужному результату. Также встречается другой вариант: у него до вас был идеальный преподаватель, к которому он настолько привык, что других всерьез не воспринимает, и хочет, чтобы вы во всем стали копией того учителя. Но есть и хорошая новость: обычно со студентом-скептиком можно договориться. Как? Во-первых, не вступать в перепалки – это сразу покажет вас как человека, который знает что делает. Во-вторых, первое время придется объяснять, почему вы поступаете так или иначе – это поможет в случае, когда ученик не знает, какие методы более действенны. Объяснив, предложите попробовать ваш вариант с учетом того, что в конце урока/недели/месяца вы запросите у студента фидбэк, чтобы он мог поделиться с вами своим мнением, уже основываясь на реальном опыте, а не на опасениях и негативных переживаниях из прошлого. Таким образом, вы подчеркнете свою готовность к диалогу, покажете, что прислушиваетесь к ученику и всегда готовы пойти навстречу. В-третьих, можно обсудить его страхи и поработать с установками типа «мне не нужна грамматика, мне нужно только говорение» или «я не могу догадаться/предположить, я же неправильно запомню».  Будьте осторожны в формулировках, чтобы не обидеть студента, соглашайтесь с его опасениями, но потом мягко объясняйте, почему ваши методы работают лучше.

  1. Понтовый

И даже «уставший от жизни». Он объехал половину мира, о чем говорит с ленивой интонацией, как будто это совершенно ничего не значит. Для него теперь ни в чем нет смысла, хотя заработка спокойно хватает на отличные вещи, поездки и личные автомобили. Курс английского был выбран по той же причине – от скуки, чтобы хоть немного развеяться. Либо стандартное «мои друзья тоже занимаются в этой школе»/«давно надо было начать подтягивать язык, но не было мотивации». Скажем по секрету, мотивации с тех пор у него не особо прибавилось, но какая-то внешняя сила все же сподвигла его дойти до вас. Того уровня английского, что уже имеется, хватает для путешествий и для работы, особых целей у него нет и в ближайшее время не предвидится – об этом говорит даже тон его голоса. Вы пытаетесь вызвать у него восторг всеми стандартными способами, которые обычно работают с другими студентами, но все тщетно. Домашнее задание не выполняется, так как «нет времени – много работы», прогресс либо минимальный, либо его не наблюдается вовсе. Иностранные языки он не любит и использует только из-за суровой необходимости.

Как быть?

Тут нужно серьезно подумать, все ли вы попробовали и готовы ли экспериментировать дальше. Как и в случае с влюбленным, в отсутствии результата виноватой/ым окажетесь вы. Это всегда неприятно и порой может бросить тень на вашу профессиональную репутацию. В итоге вы останетесь у разбитого корыта – успех не достигнут, потому что толком не было целей (даже если вы пытались их искусственно создать), мотивация уничтожена уже у обоих и радости от занятий уже тоже никакой – вы пытаетесь тянуть его вверх, он занимается как из-под палки. Кроме того, подобная ситуация может негативно повлиять на ваше общее психологическое состояние и даже других ваших учеников, которые почувствуют ваше опустошение. Важно оценить свои силы и честно признаться себе, есть ли у вас силы бороться дальше. Если нет, отпустите этого студента и постарайтесь восполнить свои ресурсы чем-то приятным и питающим.

Кроме отдельно взятых типов студентов могут встречаться и их сочетания: например, влюбленный+скептик или скептик+понтовый. Не говоря уже и о других «трудных» вариантах, которые тоже могут проявлять себя самым необычным образом и заставлять вас решать проблемы, вроде бы не связанные с самим обучением и предметом, но от этого не менее важные. От подобных встреч не застрахован никто, но это совершенно не повод избегать новых учеников. Как и в других сферах жизни, среди студентов стоит искать «своих» людей. И понимать, что, если у вас набралось хотя бы 5-10% таких учеников, вам крупно повезло. Не нужно никого подгонять под свои идеалы, но и самим нет смысла пытаться изо всех сил соответствовать чужим. «Трудные» студенты добавляют в нашу жизнь больше интересных моментов, испытывают нас на прочность и показывают нам, кто мы на самом деле и что для нас важно. Важно чувствовать момент, когда такой ученик уже дал вам все, что мог, и эти отношения изжили себя. Конечно, длительность занятий с одним студентом часто демонстрирует нашу способность преодолевать сложные моменты и добиваться своего, но иногда надо уметь прощаться.

А у вас были такие ученики?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×