До проведения письменной части экзамена по английскому осталось чуть больше двух недель. Воспользуйтесь этим драгоценным временем и проверенными советами от эксперта ЕГЭ, чтобы ваши ученики наверняка получили максимальный балл.
В этой статье мы рассмотрели задания, которые при подготовке вызывают больше всего вопросов у учеников — и на которых они чаще всего «обжигаются». Если хотите разобрать каждое из представленных на экзамене заданий, советуем посмотреть запись трансляции с Алексеем Конобеевым, которая прошла в наших социальных сетях 12 июня.
Аудирование
Задание 1
Для начала читаем предложения и определяем их смысл. Выделяем ключевые слова: в звучащей речи мы услышим либо непосредственно их, либо синонимичные им конструкции.
Задание 2
Прочитайте данные утверждения и выделите все ключевые параметры. Разберем на примере: Lucy wasn’t at school for several days. Чтобы мы ответили True, высказывание должно соответствовать всем параметрам: речь идет о Люси, ее не было в школе, она отсутствовала несколько дней. Утверждение будет ложным, если в речи говорится обратное (например, Люси ни разу не пропускала школу или пропустила только один день). Not stated указываем, если какой-то информации в тексте не прозвучало (например, Мари не было в школе, но сколько именно дней — из речи непонятно).
✓ В заданиях прошлых лет часто встречались варианты типа: в тексте записи звучит, что родители Мари часто путешествуют, а в утверждении — «Ее родители любят путешествовать». Правильный ответ — Not stated.
В этом задании важно не использовать фоновые знания. Даже если вы узнали фрагмент — читали его в книге или встречали во время подготовки, — нельзя давать ответ «из головы», не прослушав внимательно запись. Ту информацию, которая может быть вам хорошо знакома, могли не включить в конкретный фрагмент, и тогда ответ будет Not stated.
Чтение
Задание 10
Прочитайте заголовки, определите их смысл, идею. Затем прочитайте абзацы, но не полностью — только первое и последнее предложения: в большинстве случаев именно в них выражена идея всего отрывка. Этот прием работает с 90% фрагментов — пользуйтесь и выигрывайте драгоценные минуты для выполнения других разделов.
Задание 11
✓ Можно не читать текст целиком — только предложения с пробелами. Чтобы правильно их заполнить, опираемся в первую очередь на грамматику.
✓ Сначала читаем все фразы, которые нам предлагают вставить в текст, и отмечаем части речи, с которых они начинаются.
✓ Затем смотрим на высказывания с пропусками: какая часть речи должна идти после слова перед пробелом? Где-то очевидно напрашивается глагол, где-то — существительное. Подсказывают правильный ответ и окончания фраз-выемок: если последним в них стоит предлог, значит, ищем высказывание, где после пробела стоит существительное или словосочетание.
Задания 12-18
✓ Сначала читаем задания (обращаем особое внимание на NOT в формулировке: ученики любят пропускать отрицательные частицы и на этом из года в год теряют баллы).
✓ Затем читаем первое предложение каждого абзаца: обычно это помогает понять, в каком месте текста искать ответы, если, конечно, номер абзаца не указан в вопросе.
✓ После этого пробегаем глазами абзац, ищем повторы ключевых слов вопроса и вариантов ответа (или их синонимы — например, вместо very old — ancient).
✓ Помним: если спрашивают об основной идее абзаца, внимательно смотрим на первое и последнее предложения — в них может содержаться подсказка.
Грамматика и лексика
При выполнении заданий 19-25 обращайте особое внимание на формулировку требований к ним. Если в них написано «поставьте слова в нужную форму» — слова наверняка придется изменить. Если в условия добавляется «там, где это необходимо», это сигнал, что, возможно, какое-то из слов менять не придется — хотя подобное на экзамене встречается не так часто.
В заданиях 32-38 предстоит выбрать одно верное слово из четырех. При этом 2 варианта будут совсем не подходящими, а одно из оставшихся не «встанет» на место пропуска из-за лексической сочетаемости, формы или смысла. Поэтому при подготовке обращайте особое внимание на контекст использования: с каким предлогом используется слово, с каким прилагательным сочетается, в какой форме употребляется в разных конструкциях? Например: если это food, то используем fast, если meal, то quick. И никак не наоборот! Проверить себя можно с помощью Oxford Collocation Dictionary.
Письмо
Для выполнения заданий этого раздела потренируйтесь различать нейтральный и неофициальный стили. Например, в эссе нельзя использовать well, actually, anyway: это informal words. В помощь — Longman Dictionary.
Задание 39
✓ В первую очередь, помнить об объеме — 100-140 слов. Отклоняться от него можно на 10%, но это рискованно: если напишете меньше 90, работу не будут проверять вообще; если напишете больше, чем 154 слова — проверят только указанный в задании объем, а значит, часть письма попросту не зачтут и вы потеряете баллы.
✓ В первом абзаце письма нужно поблагодарить собеседника и указать на предыдущие контакты: Thank you for writing to me again, I am always happy to get your letters и т.п.
✓ Нужно задать 3 вопроса строго о предмете, обозначенном в задании.
✓ Нужно ответить на ВСЕ вопросы письма. Если вопрос состоит из двух частей, — например, вас спрашивают «Do you like it and why?», — не забывайте о второй части и обязательно ответьте на него в письме.
✓ Если ваши ответы на вопросы состоят из одного предложения, тогда вы можете объединить их все в один абзац. Если ответы развернутые, каждый должен быть отдельным абзацем. Благодарность за письмо — отдельный абзац.
✓ Завершающую фразу — например, «Write back soon» — лучше вынести на отдельную строку.
✓ Вам нужно написать адрес — можно указать его кратко (Moscow, Russia).
✓ После обращения не используем восклицательный знак — только запятую.
Свериться с требованиями к письму помогут бланки для оценивания:
Задание 40
✓ Объем 200-250 слов (отклонение от объема не более 10 %, то есть от 180 до 275 слов).
✓ Не использовать риторические вопросы. Не использовать стяженных форм (let’s vs let us). Использовать для ответа только первую сторону бланка.
✓ Во вступлении переформулировать тему, а не просто повторить ее из задания, а также показать ее проблемный характер. Перифраз засчитывается, если изменены хотя бы 2 слова и/или грамматическая структура.
✓ План эссе указан в задании — следуйте ему. Помните, что каждый пункт должен быть оформлен как отдельный абзац (пишем с красной строки или отступаем строчку от предыдущего абзаца). Менять пункты местами нельзя.
✓ Если аргументы не приходят на ум, попробуйте просто накидывать слова, а затем уже связывать их с темой.
Бланк оценивания, чтобы проверить соответствие эссе требованиям:
Лайфхаки к остальным заданиям ЕГЭ смотрите в записи трансляции с Алексеем Конобеевым. А еще — следите за обновлениями в соцсетях: скоро мы выпустим серию полезных карточек, посвященных устной части экзамена. Stay tuned and good luck!