03.07.2020
119
0

Много английского не бывает, или как заставить студента стоять на месте

Если бы некоторые важные вещи поняла раньше, то моя преподавательская жизнь, наверное, сложилась бы в степени легче. Когда только начинала, учила так, как считала максимально полезным и эффективным — старалась дать студенту максимально много информации. 

На одном занятии мы уделяли кипу времени сразу всем аспектам обучения – грамматикa, лексика, чтение, письмо, говорение, с тщательностью и всеми деталями. Выполняли самые разные типы заданий, использовали бесконечное число вспомогательных средств на уроке. Карточки со словами, тексты из учебников, картинки, аудиозаписи, видео, грамматические упражнения, — и чего только ещё не было… 

Скоро студент будет если не гуру английского языка, то хотя бы, как минимум, запомнит и усвоит много всего полезного. Но оказывалось так, что шло время, a видимого прогресса НЕТ.  

Почему не видно результатов, ведь мы так активно работаем и занимаемся? Столько времени уходит на подготовку к каждому уроку, столько самых разных заданий и полезных упражнений! Что же не так? 

Может дело в отсутствии регулярности? Может это лень студентов? Шло время, ситуация особо не менялась.   

Даже цемент должен просохнуть

Пришлось начать экспериментировать. И, о открытие! Главная ошибка: преподаватель торопится и торопит студента! Чем больше успеем за урок, тем лучше. 

А правильный ответ: когда больше времени уделяем какой-то одной теме и концентрируемся на ней, тогда обучение становится эффективным. У студента прочнее откладывается информация. А самое главное, он может её использовать на практике, и она не вылетит у него из головы сразу же после занятия.  

Нужно концентрироваться на этом предмете, уделить ему максимальное внимание и практиковать, практиковать, практиковать!

Студент увидит, что информация у него не просто отложилaсь, она у него укрепилась, и он может ей оперировать в дальнейшем, как жонглеры ловко работают с мячиками в воздухе. Ученик видит, что он на что-то способен, что-то смог.  А это уже серьезная мотивация и заряд на достижения.  

Поэтому рекламные призывы в стиле “Заговори на английском с нуля за 2 месяца“ как минимум вызывают улыбку. 

Конечно же, есть люди с ошеломляющими способностями. Кому-то достаточно один раз услышать слово, чтобы запомнить его на всю жизнь. Но много ли таких людей вы знаете?  

Усвоение  иностранного языка устроено так, что оно требует немалых усилий. Это регулярность, концентрация полного внимания и постоянная практика. 

Время и внимание — и так по кругу

Очень важно повторять изученный материал. Даже если вы совершенно идеально выучите со студентом слова по теме „Еда и ресторан“, к сожалению, нет никакой гарантии, что через две недели он сможет вспомнить их и употребить в общении с носителями в своей командировке. Это еще одна правда про обучение иностранному языку — как бы хорошо как вам ни казалось, cтудент усвоил материал, если вы не будете к нему периодически возвращаться, — увы, он постепенно улетучится.  

Почему так происходит? Да просто потому, что это иностранный язык. Говоря на русском языке, мы ни о чем не задумываемся, всё работает на автомате. Чтобы использовать иностранный, мы делаем усилие и прибегаем к изученным правилам и схемам в нашей голове. 

Мозг можно натренировать использовать эти схемы „на автомате“ — периодически возвращаясь к пройденному. 

Cтоит оговориться, все студенты разные. Каждый усваивает информацию по-своему. Тем не менее, периодическое повторение изученного — это то, без чего изучение иностранного языка невозможно. Зато потом, cпустя какое-то время, которое у всех индивидуально, изученный и натренированный материал волшебным образом переходит в отдел мозга под названием называется долговременная память, и как раз там хранится та информация, которая больше не исчезает. 

Когда именно это происходит? Нет однозначного ответа на этот вопрос. Это обязательно произойдет, если вы будете периодически повторять материал, и затем… aллилуйя! — он прочно ocядет в голове. Уже не нужно будет его повторять, потому что он доведен до автоматизма, его просто можно будет использовать. Везде и всегда, когда это необходимо. И это потрясающая награда за все труды.  

Поэтому не нужно стремиться запихать в студента максимально много знаний за урок. Это неэффективный подход. Необходимо концентрировать внимание на каком-то аспекте и уделять ему достаточно времени, пока студент не почувствует себя уверенным в этой теме, и пока вы сами не увидите, что он понимает и правильно использует изученное. 

Это не значит, что нужно целый месяц кряду сидеть над упражнениями про Сonditional. Так можно и с ума сойти! 

Cуть заключается в том, что можно совмещать и разные темы на одном уроке, но при этом не злоупотреблять с заданиями и упражнениями на все подряд, не пичкать ученика словами, выражениями и конструкциями.

Пусть лучше он целиком посвятит занятие Present Perfect, формами глаголов для этого времени, нескольким выражениям, которые он сможет применять на практике в этом времени и общению с учителем по этой теме, используя этот самый Present Perfect. 

На следующем уроке вернётся к практике, используя его в речи. А через неделю опять вернётся, чтобы повторить. Чем на одном занятии выучит сразу все времена, предлоги и лексику на какую-то тему, и уйдёт с занятия с опухшей головой и полным вакуумом. 

Даже улитка может обогнать лошадь 

Когда перестала „пичкать“, то сразу заметила реальный прогресс, да и ученики воспряли духом. Пусть всё пошло немного медленнее, чем привыкла до этого. 

Студенты начали лучше говорить на английском, лучше справлялись с заданиями, оперативно реагировали на занятии, стали использовать изученное “на ура”, когда возвращались к теме через какое-то время.

Студент больше не делал испуганные глаза, чтобы вспомнить что-то, а уверенно отвечал. Чувствовал себя увереннее и мог использовать язык на практике. А ведь именно это — самая лучшая радость и похвала для учителя!

Ирина Ластовенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×