Что такое фоновые знания и как их развивать расскажем в этой статье. Самая важная миссия преподавателя – нести знания в массы, и важно делать это правильно. А для этого нужно понимать как ученики эти знания приобретают. Процесс приобретения знаний — сложный и увлекательный путь, через который мы все проходим.

Каждый человек за время жизни узнает больше об окружающем его мире. Младенцы обычно исследуют мир под присмотром взрослых, дети учатся, играя с другими детьми и обучаясь в школе, а взрослые – изучая мир через призму работы и различных социальных ситуаций. Такой вид знания мы называем фоновым.

Фоновое знание – та важная информация, которой мы владеем для понимания ситуации.

В контексте школьного образования, это знание, которое ученики получают на уроках и вне уроков, сталкиваясь с жизненными ситуациями. А также знания академического языка и словарного запаса, необходимых для понимания определенной информации.

Ученикам гораздо легче воспринять новую информацию, когда у них уже есть первичные знания для ее обработки. Поэтому задача преподавателя – заложить фундамент тех знаний, которые понадобятся им для осмысления новой информации.

Еще одно исследование подтверждает, что активизация фоновых знаний – критически важный шаг в процессе обучения. А другой эксперимент говорит о том, что оживление и накопление фоновых знаний играет важную роль в повышении академической грамотности.

Ниже несколько способов, как можно стимулировать и накапливать фоновые знания на уроках английского с подростками:

— KWL METHOD

Возможно, вы уже слышали про этот метод. Он действительно эффективен и хорош тем, что, во-первых, его можно адаптировать под любой уровень языка, а во-вторых, такой метод требует минимальной подготовки. За аббревиатурой скрываются три главных вопроса: Know, Want to Know, Learnt. То есть, можно показать ученикам короткое видео и разделить работу на три этапа: обсудить то, что они уже знают о теме, что хотят узнать (до просмотра видео), и что узнали (после просмотра).

Как это задание активизирует фоновые знания: учащиеся стараются извлечь уже знакомую им информацию из темы видео (текста, аудио, фотографии и т.д.), пытаясь вспомнить, что они знают до получения новых сведений.

— Прогнозирование

В этом задании ученикам предлагается высказать свое мнение устно или письменно по ключевым темам или главным идеям, содержащимся в текстах, видео и т.д. Информация часто представлена в виде списка утверждений, с которыми студенты должны согласиться или не согласиться. Если урок проходит оффлайн, подростки могут становиться в разных местах комнаты, в зависимости от высказываемого мнения: «I strongly agree», «I strongly disagree», «I agree», «I disagree», «It’s hard to say». После того как выбрали позицию, они аргументируют свою точку зрения и делятся мыслями друг с другом, таким образом дополнительно тренируя критическое мышление.

Как это задание активизирует фоновые знания: прежде, чем ученики знакомятся с материалом, они выражают собственное мнение, связывая его с новой информацией. Также такое задание может быть полезно по окончании раздела: студенты могут вспомнить изученную лексику и в то же время пересмотреть свое отношение к той или иной теме.

— Визуальные и аудио материалы

Перед началом какой-то темы или перед прочтением текста покажите студентам видео (с субтитрами или без, в зависимости от уровня), слайд-шоу, коллаж или фото, связанное с предстоящей темой.

Попросите учеников написать или обсудить свои мысли с одноклассником – это отличный способ мгновенно оценить фоновые знания и вызвать интерес. Вопросы могут быть: «What do you see in the picture?», «What are the people doing?», «How do they look?», «How would you feel in this situation?», «Do you have any experience of such a situation?».

Как это задание активизирует фоновые знания: визуальные материалы, конкретизирующие абстрактные идеи и понятия, могут активизировать уже имеющиеся знания. К примеру, для изучения темы «Семья» вы можете показать картинку родового дерева. Чаще всего даже ученики на самых начальных уровнях могут вспомнить такие слова, как «mother/mum», «brother». Установив связь с несколькими знакомыми словами, можно переходить к разбору новой лексики.

— Подготовительные тексты

Чтение текстов очень полезно для формирования остальных языковых навыков. Читая тексты, мы учим слова и грамматические конструкции в контексте, запоминаем структуру предложений, правильное написание слов и т.д. Чтобы подростки были заинтересованы в чтении, следует выбирать материал актуальный для них: статьи на популярные темы, комиксы, посты в социальных сетях, адаптированные книги

Здесь вы найдете пример ресурса, который облегчает поиск или создание доступных для разных уровней текстов. Можно предоставить ученикам упрощенные тексты на темы, подобные тем, которые встретятся им позже. Таким образом, можно накапливать знания, начиная с легкого уровня и пошагово, двигаясь к более сложному. Идею narrow reading можно подробнее изучить здесь.

Как это задание активизирует фоновые знания: если сначала представить студентам вариант попроще, они смогут задействовать полученные знания при работе с материалом посложнее.

— Концептуальные карты

Концептуальная карта — это собрание ключевых слов и понятий по теме. Линии связывают слова или подтемы, которые соединены с центральной идеей и друг с другом. Более общие ключевые слова часто находятся в центре, а детали или примеры связаны с этими ключевыми словами линиями.

Ученики работают с концептуальными картами, чтобы:

  1. связать новую информацию с фоновыми знаниями
  2. найти взаимоотношение между идеями
  3. классифицировать идеи
  4. прояснить свои мысли
  5. выучить активную лексику

Как это задание активизирует фоновые знания:

Этот схематический обзор темы помогает связать новую информацию с существующими знаниями. Карты можно использовать для введения темы, выяснения того, что студенты уже знают, и построения основы для изучения следующей темы. Их можно использовать для промежуточной проверки усвоенного материала или в конце блока уроков. Такие карты может создать как учитель, так и ученики или же можно организовать совместную работу. Подходит для работы индивидуально, в парах или в небольших группах.

Пример

1 Как развивать фоновые знания у подростков


Новое обучение строится на предварительных знаниях. Показывая подросткам как работать с уже имеющейся информацией, мы не только помогаем им улучшить навыки английского, но и в целом стать успешнее в получение знаний

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×