03.08.2020
952
0

Как спланировать занятие для самых маленьких?

Что можно предложить для занятий с активными и любопытными малышами? Давайте разберем конкретный пример такого урока по шагам. Вы сможете построить свой урок на другие темы по аналогии. Главное – соблюдать некоторые принципы, без которых ваши малыши быстро утомятся и станут неуправляемыми.

В педагогике выделяют 3 главных особенности:

  • Мышление. Дети воспринимают информацию не логически, а через конкретные образы и действия (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), поэтому мы максимально используем рисунки, картинки, физические упражнения и игры и …. воображение!
  • Внимание. Это ключевой фактор отбора и усвоения информации. Attention span у малышей короткий: 3-5 мин. Значит, для 25-30-минутного занятия нам необходимо запланировать примерно 8  активностей, от 2 до 4 минут каждая.
  • Психология. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте  — реактивность психики: реакции происходят мгновенно, но остановить их непросто. Дети не в состоянии контролировать проявления эмоций. Поэтому планируем вслед за активной деятельностью или игрой – успокаивающую: после песенки или игры с движением, работу с листом или переключение на ритмическую деятельность и затем – упражнения на сосредоточение и развитие памяти и внимание, мелкой моторики.

Как применить эти знания на практике? Какие инструменты использовать?

Давайте разберем план занятия для детей в возрасте 4-6 лет первого года обучения.

Для темы «Семья» используем книгу «Bear’s busy family” by Stella Blackstone, illustrated by Debbie Harter. Разработки к ней можно посмотреть здесь.

Задачи:

  • Сформировать словарный запас по теме «Семья».
  • Пассивно – понимать и показывать членов семьи на карточках, отвечать на альтернативный вопрос типа «мама или папа».
  • Знакомство с песней “My family”  слушать, слушать и повторять.
  • Активно —  практика говорения слов по теме.
  • Дополнительно – глаголы движения (повторение в игре), фразы — описание хобби и занятий. 

Инструмент 1 – «загадка», или «не приходите к детям с пустыми руками». Чтобы вызвать интерес к теме, к разговору, к занятию – необходимо что-то, любой предмет, за который можно «зацепиться» — рассмотреть, понаблюдать. Это может быть что угодно – камень, ветка, кукла, реальный бытовой предмет. Главное – чтобы вы понимали сами, зачем он вам и как вы построите вокруг него разговор.

Введение. Lead-in.

Тема занятия «семья». Покажите фото своей семьи, расскажите кто есть кто. 

This is my family. My mom, my dad, my brother and me. We are a family. This is my family.

Одновременно с фото (которое можно показать на экране гаджета или TV) я прикрепляю флэш-карты членов семьи. Вместо вашей подойдёт любая другая семья. Лучше взять несколько фото разных семей (королевская семья, семья Пеппы, семья известного футболиста и тп). Задача – вызвать интерес и захватить внимание.

После просмотра фото покажите книгу и расскажите, что в ней тоже семья.

Look at this book. What do you see? Bears. The bears have a family. This is bears’ family. They have mom, dad, grandma, grandpa, sister and brother. Lots of bears! 

Вы рассматриваете обложку и карточки с членами семьи – медведями из книги, но саму книгу пока не открываете. Так сохраняется интерес и желание узнать, что в ней. Удерживаем внимание.                                                            

Время выполнения – 3 минуты.

Инструмент 2 – «игра». Это ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, поэтому что бы вы ни изучали – делайте это через игру. Объясните детям «как».  Как — это «направление». Задавая направление, вы задаёте всё движение деятельности. Второй вопрос, это «зачем» — без «зачем» нет цели, а значит, нет и мотивации.

Развитие темы. Development. Guided practice.

Работа со словарным запасом.

Активная игра поможет включиться в тему тем детям, кто не совсем понял, что происходит. Для тех, кто понял, это хороший момент переключить внимание, перезагрузить психическую систему, избежать перенапряжения, что бывает у особо старательных и заинтересованных детей. Игра, классический TPR (total physical response), в которой тренируется словарный запас по теме через выбор/сортировку, и  которую ребенок выполняет в движении.

Возьмите карточки людей  — членов семьи, карточки из набора «профессии», карточки животных “pets”. Условия простые: если на карте член семьи – ребёнок подпрыгивает, если нет – хлопает в ладоши. 

Mummy – jump, a bus driver – clap, grandpa – jump, a cook – clap, brother – jump, a cat  – clap.  Далее можно усложнить: family  — spin, jobs – clap 3 times, pets – sit-stand. 

Здесь возможны различные вариации в зависимости от возраста, уровня подготовки ребёнка или группы. В фокусе усвоение словарного запаса через активное слушание, группирование, движение. Такой принцип помогает и взрослым. Вспомните, что для запоминания многие делают движения: ходят по комнате, вертят что-то в руке,  делают произвольные штриховки или рисунки в блокноте, и т.п.

Время выполнения 5 минут.

После активной игры – время переключить психику и настроить внимание. 

Песня — отличный инструмент для этого. Ритм и мелодия помогают задействовать оба полушария мозга, способствуют запоминанию, вырабатывают положительные эмоции. Поем «My family”

 

Время выполнения 2 минуты.

Инструмент 3 – «песня». Перефразируя цитату из книги про кошек, «в любой непонятной ситуации  — мойся пойте». Теряется ритм занятия – поставьте песню. Чувствуете, что не получается запланированное задание: слишком трудно или слишком легко, – завершите задание песней. Хотите выровнять эмоциональный фон – пойте все вместе.

Reading. Pre-reading. Перед чтением/просмотром

Подготовка к активному слушанию:

Люди и медведи: смотрим на карточки – сопоставляем (match) – находим пары.

This is a people family and this is bears’ family. There is mummy. Where is bear’s mummy? Let’s put them together. There is daddy. Where is bear’s daddy? Let’s put them together.

У детей могут быть разные варианты. Это хорошо, так как после или в процессе чтения или просмотра дети сохраняют внимание и следят за картинками в книге, чтобы сравнить их со своими версиями. Так реализуется принцип индивидуального подхода и  возможности выбора.

В зависимости от возможностей учителя эту работу можно делать индивидуально (распечатать каждому мини-карты с людьми и медведями) либо группой решать кто есть кто и распределять один набор карточек на доске или на столе.

Время выполнения 2 минуты.

Reading for comprehension. Читаем/смотрим видео целиком.

Задачи/Objectives for comprehension reading: activating, inferring, monitoring — clarifying

Прочитайте/расскажите весь текст целиком. В ходе чтения или сразу после дети делают перестановки в карточках, а также проверяют свои догадки – кто есть кто у медведей и как это соотносится с нашими картинками людей и медведей.

Задача после прочтения – перейти от пассивного слушания к говорению. From receptive to productive language.

Если тема новая, то можно начать с альтернативного вопроса – is this mum or dad? Is this grandma or grandpa?

Если материал знаком, то можно задавать специальный вопрос Who is this?

Visualizing – organizing:  После прочтения дети смогут соотнести на карточках членов семьи людей и  членов семьи медведей также как в книге. Match the cards. Who is who in the bears’ family?  Mummy – bear’s mummy, grandpa – bear’s grandpa.

Время выполнения 4 минут.

Инструмент 4 – «вопрос». Всегда перед чтением, просмотром, прослушиванием материала дайте детям задание, поставьте вопрос или проблему – что? Когда? После чего? Где? Этим вы включите внимание и любой вид «пассивной деятельности» станет активным.

Reading for details. Активное чтение.

Задачи/Objectives for questioning reading: searching-selecting, summarizing and visualizing-organizing.

Задание для второго прочтения/просмотра: What’s her hobby? What’s his job?

Перед вторым чтением просматриваем карточки с хобби, называем, раздаём детям.

Reading: searching-selecting.

Учитель читает книгу, на каждой странице дети отвечают на вопрос: Who is he/she? Показывают карту хобби, если она совпадает с их персонажем. Повторяют самостоятельно или за учителем действия или хобби члена семьи. 

Grandma bakes bread. Grandpa makes bowls. Dad grows flowers.

Рядом с картой члена семьи появляется карта занятия/хобби.

Summarizing and visualizing-organizing.

После прочтения проверяем в каком порядке появляются на страницах книги члены семьи. Who is coming first? Who is next?

Время выполнения 4-5 минут.

Closure. Завершение.

В завершении чтения выводим новые слова в активное использование. Занятия и хобби остаются в пассивном запасе (можно запланировать их активное употребление на следующее занятие) на первый план выходит говорение и использование словарного запаса по теме.

Вопросы по хобби: Who bakes bread? Who makes dresses? Who catches fish?  – дети уверенно отвечают, называя членов семьи медведей.

Пара – это …. Показываете одного из пары (сначала из разряда устойчивых сочетаний collocation), а ребёнок называет второго: mum and …. (dad); grandpa and …. (grandma); brother and … (sister), uncle and … (aunt).

Затем спойте ещё раз песенку “My family” и теперь создавайте пары произвольно (random choice),  дети угадывают второго в паре (Guess who?).

Время выполнения 5 минут.

Independent practice.

В оставшееся время вы можете:

1) Поиграть в игру What do you like to do?

Игра  — имитация занятий, которые дети видели в книге. Каждый ребёнок показывает, что он делает. Остальные угадывают – дети могут называть действия по-русски или показывать на карточку. Учитель озвучивает версии, поощряя детей к говорению.  

Время выполнения 5 минут.

2) Сделать Bears’ family Tree – дети 5-6 лет активно рисуют, вырезают, получают огромное удовольствие от развития моторных навыков.

Задача: развитие моторики, использование материалов занятия и закрепление.

Показываем семейное дерево из книги, с использованием карточек/дополнительных печатных материалов предлагаем детям нарисовать семейное дерево медведей, приклеить (или вырезать и приклеить) на ветки членов семьи, нарисовать или вырезать и приклеить рядом предметы, показывающие их хобби и занятия. Этот лист-памятка останется у ребёнка как возможность повторить материал.

Во время выполнения задания роль учителя – помогать детям справится с рисунком, врезанием или распределением медведей по дереву, повторяя и  усиливая полученный словарный запас, фокусируясь на новых знаниях.

Время выполнения 10 минут.

3) Для детей 6-7 лет можно предложить развитие reading-writing skills.

Phonics.

  •  Найти для названий членов семьи соответствующие буквы алфавита.
  •  Разложить карточки по кучкам по количеству слогов mum – 1, dad – 1, mummy  — 2, grandpa – 2, и т.д.

Writing

Дайте рабочий лист на письмо букв или слов (в зависимости от вашей программы).  

Ещё идеи для занятий по книгам и историям, а также готовые материалы, вы найдёте на сайте и в Инстаграм*.

*Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×