Что можно предложить для занятий с активными и любопытными малышами? Давайте разберем конкретный пример такого урока по шагам. Вы сможете построить свой урок на другие темы по аналогии. Главное – соблюдать некоторые принципы, без которых ваши малыши быстро утомятся и станут неуправляемыми.
В педагогике выделяют 3 главных особенности:
- Мышление. Дети воспринимают информацию не логически, а через конкретные образы и действия (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), поэтому мы максимально используем рисунки, картинки, физические упражнения и игры и …. воображение!
- Внимание. Это ключевой фактор отбора и усвоения информации. Attention span у малышей короткий: 3-5 мин. Значит, для 25-30-минутного занятия нам необходимо запланировать примерно 8 активностей, от 2 до 4 минут каждая.
- Психология. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте — реактивность психики: реакции происходят мгновенно, но остановить их непросто. Дети не в состоянии контролировать проявления эмоций. Поэтому планируем вслед за активной деятельностью или игрой – успокаивающую: после песенки или игры с движением, работу с листом или переключение на ритмическую деятельность и затем – упражнения на сосредоточение и развитие памяти и внимание, мелкой моторики.
Как применить эти знания на практике? Какие инструменты использовать?
Давайте разберем план занятия для детей в возрасте 4-6 лет первого года обучения.
Для темы «Семья» используем книгу «Bear’s busy family” by Stella Blackstone, illustrated by Debbie Harter. Разработки к ней можно посмотреть здесь.
Задачи:
- Сформировать словарный запас по теме «Семья».
- Пассивно – понимать и показывать членов семьи на карточках, отвечать на альтернативный вопрос типа «мама или папа».
- Знакомство с песней “My family” слушать, слушать и повторять.
- Активно — практика говорения слов по теме.
- Дополнительно – глаголы движения (повторение в игре), фразы — описание хобби и занятий.
Инструмент 1 – «загадка», или «не приходите к детям с пустыми руками». Чтобы вызвать интерес к теме, к разговору, к занятию – необходимо что-то, любой предмет, за который можно «зацепиться» — рассмотреть, понаблюдать. Это может быть что угодно – камень, ветка, кукла, реальный бытовой предмет. Главное – чтобы вы понимали сами, зачем он вам и как вы построите вокруг него разговор.
Введение. Lead-in.
Тема занятия «семья». Покажите фото своей семьи, расскажите кто есть кто.
This is my family. My mom, my dad, my brother and me. We are a family. This is my family.
Одновременно с фото (которое можно показать на экране гаджета или TV) я прикрепляю флэш-карты членов семьи. Вместо вашей подойдёт любая другая семья. Лучше взять несколько фото разных семей (королевская семья, семья Пеппы, семья известного футболиста и тп). Задача – вызвать интерес и захватить внимание.
После просмотра фото покажите книгу и расскажите, что в ней тоже семья.
Look at this book. What do you see? Bears. The bears have a family. This is bears’ family. They have mom, dad, grandma, grandpa, sister and brother. Lots of bears!
Вы рассматриваете обложку и карточки с членами семьи – медведями из книги, но саму книгу пока не открываете. Так сохраняется интерес и желание узнать, что в ней. Удерживаем внимание.
Время выполнения – 3 минуты.
Инструмент 2 – «игра». Это ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, поэтому что бы вы ни изучали – делайте это через игру. Объясните детям «как». Как — это «направление». Задавая направление, вы задаёте всё движение деятельности. Второй вопрос, это «зачем» — без «зачем» нет цели, а значит, нет и мотивации.
Развитие темы. Development. Guided practice.
Работа со словарным запасом.
Активная игра поможет включиться в тему тем детям, кто не совсем понял, что происходит. Для тех, кто понял, это хороший момент переключить внимание, перезагрузить психическую систему, избежать перенапряжения, что бывает у особо старательных и заинтересованных детей. Игра, классический TPR (total physical response), в которой тренируется словарный запас по теме через выбор/сортировку, и которую ребенок выполняет в движении.
Возьмите карточки людей — членов семьи, карточки из набора «профессии», карточки животных “pets”. Условия простые: если на карте член семьи – ребёнок подпрыгивает, если нет – хлопает в ладоши.
Mummy – jump, a bus driver – clap, grandpa – jump, a cook – clap, brother – jump, a cat – clap. Далее можно усложнить: family — spin, jobs – clap 3 times, pets – sit-stand.
Здесь возможны различные вариации в зависимости от возраста, уровня подготовки ребёнка или группы. В фокусе усвоение словарного запаса через активное слушание, группирование, движение. Такой принцип помогает и взрослым. Вспомните, что для запоминания многие делают движения: ходят по комнате, вертят что-то в руке, делают произвольные штриховки или рисунки в блокноте, и т.п.
Время выполнения 5 минут.
После активной игры – время переключить психику и настроить внимание.
Песня — отличный инструмент для этого. Ритм и мелодия помогают задействовать оба полушария мозга, способствуют запоминанию, вырабатывают положительные эмоции. Поем «My family”
Время выполнения 2 минуты.
Инструмент 3 – «песня». Перефразируя цитату из книги про кошек, – «в любой непонятной ситуации — мойся пойте». Теряется ритм занятия – поставьте песню. Чувствуете, что не получается запланированное задание: слишком трудно или слишком легко, – завершите задание песней. Хотите выровнять эмоциональный фон – пойте все вместе.
Reading. Pre-reading. Перед чтением/просмотром
Подготовка к активному слушанию:
Люди и медведи: смотрим на карточки – сопоставляем (match) – находим пары.
This is a people family and this is bears’ family. There is mummy. Where is bear’s mummy? Let’s put them together. There is daddy. Where is bear’s daddy? Let’s put them together.
У детей могут быть разные варианты. Это хорошо, так как после или в процессе чтения или просмотра дети сохраняют внимание и следят за картинками в книге, чтобы сравнить их со своими версиями. Так реализуется принцип индивидуального подхода и возможности выбора.
В зависимости от возможностей учителя эту работу можно делать индивидуально (распечатать каждому мини-карты с людьми и медведями) либо группой решать кто есть кто и распределять один набор карточек на доске или на столе.
Время выполнения 2 минуты.
Reading for comprehension. Читаем/смотрим видео целиком.
Задачи/Objectives for comprehension reading: activating, inferring, monitoring — clarifying
Прочитайте/расскажите весь текст целиком. В ходе чтения или сразу после дети делают перестановки в карточках, а также проверяют свои догадки – кто есть кто у медведей и как это соотносится с нашими картинками людей и медведей.
Задача после прочтения – перейти от пассивного слушания к говорению. From receptive to productive language.
Если тема новая, то можно начать с альтернативного вопроса – is this mum or dad? Is this grandma or grandpa?
Если материал знаком, то можно задавать специальный вопрос Who is this?
Visualizing – organizing: После прочтения дети смогут соотнести на карточках членов семьи людей и членов семьи медведей также как в книге. Match the cards. Who is who in the bears’ family? Mummy – bear’s mummy, grandpa – bear’s grandpa.
Время выполнения 4 минут.
Инструмент 4 – «вопрос». Всегда перед чтением, просмотром, прослушиванием материала дайте детям задание, поставьте вопрос или проблему – что? Когда? После чего? Где? Этим вы включите внимание и любой вид «пассивной деятельности» станет активным.
Reading for details. Активное чтение.
Задачи/Objectives for questioning reading: searching-selecting, summarizing and visualizing-organizing.
Задание для второго прочтения/просмотра: What’s her hobby? What’s his job?
Перед вторым чтением просматриваем карточки с хобби, называем, раздаём детям.
Reading: searching-selecting.
Учитель читает книгу, на каждой странице дети отвечают на вопрос: Who is he/she? Показывают карту хобби, если она совпадает с их персонажем. Повторяют самостоятельно или за учителем действия или хобби члена семьи.
Grandma bakes bread. Grandpa makes bowls. Dad grows flowers.
Рядом с картой члена семьи появляется карта занятия/хобби.
Summarizing and visualizing-organizing.
После прочтения проверяем в каком порядке появляются на страницах книги члены семьи. Who is coming first? Who is next?
Время выполнения 4-5 минут.
Closure. Завершение.
В завершении чтения выводим новые слова в активное использование. Занятия и хобби остаются в пассивном запасе (можно запланировать их активное употребление на следующее занятие) на первый план выходит говорение и использование словарного запаса по теме.
Вопросы по хобби: Who bakes bread? Who makes dresses? Who catches fish? – дети уверенно отвечают, называя членов семьи медведей.
Пара – это …. Показываете одного из пары (сначала из разряда устойчивых сочетаний collocation), а ребёнок называет второго: mum and …. (dad); grandpa and …. (grandma); brother and … (sister), uncle and … (aunt).
Затем спойте ещё раз песенку “My family” и теперь создавайте пары произвольно (random choice), дети угадывают второго в паре (Guess who?).
Время выполнения 5 минут.
Independent practice.
В оставшееся время вы можете:
1) Поиграть в игру What do you like to do?
Игра — имитация занятий, которые дети видели в книге. Каждый ребёнок показывает, что он делает. Остальные угадывают – дети могут называть действия по-русски или показывать на карточку. Учитель озвучивает версии, поощряя детей к говорению.
Время выполнения 5 минут.
2) Сделать Bears’ family Tree – дети 5-6 лет активно рисуют, вырезают, получают огромное удовольствие от развития моторных навыков.
Задача: развитие моторики, использование материалов занятия и закрепление.
Показываем семейное дерево из книги, с использованием карточек/дополнительных печатных материалов предлагаем детям нарисовать семейное дерево медведей, приклеить (или вырезать и приклеить) на ветки членов семьи, нарисовать или вырезать и приклеить рядом предметы, показывающие их хобби и занятия. Этот лист-памятка останется у ребёнка как возможность повторить материал.
Во время выполнения задания роль учителя – помогать детям справится с рисунком, врезанием или распределением медведей по дереву, повторяя и усиливая полученный словарный запас, фокусируясь на новых знаниях.
Время выполнения 10 минут.
3) Для детей 6-7 лет можно предложить развитие reading-writing skills.
Phonics.
- Найти для названий членов семьи соответствующие буквы алфавита.
- Разложить карточки по кучкам по количеству слогов mum – 1, dad – 1, mummy — 2, grandpa – 2, и т.д.
Writing
Дайте рабочий лист на письмо букв или слов (в зависимости от вашей программы).
Ещё идеи для занятий по книгам и историям, а также готовые материалы, вы найдёте на сайте и в Инстаграм*.