06.08.2020
493
0

Какие ошибки я совершала с подростками в начале карьеры

«А если им не понравится мое произношение? Вдруг не смогу ответить на вопрос? А если не понравлюсь?» — отголоски неуверенности, с которыми сталкиваешься во время первого года преподавания. Учителя, как и ученики, все разные. Однако мы проходим один и тот же путь в начале работы. В этой статье развеем ваши сомнения и поговорим о десяти ошибках в начале карьеры преподавателя.

Принимала все близко к сердцу

«Ты еще не готова» — внутренний голос, который постоянно звучал в моей голове.

На первом занятии я сильно переживала. Преподаванием мне всегда хотелось заниматься и в какой-то момент поняла, что желание сильнее страха. С первыми учениками действительно повезло, а желание учить язык и воспитанность помогли успокоиться и взять себя в руки. Однако со временем появились ученики, которые подрывали всю уверенность в себе, как преподавателя. Не выполняет домашнее задание — задаю что-то неинтересное. Опаздывает на урок — неинтересно преподаю. Не любит английский — не смогла объяснить, что ему это нужно на первом уроке. Врет родителю, что в школе все отлично с английским — я не досмотрела. Не выучил слова — дала недостаточно ассоциаций на запоминание. И еще миллион пунктов, в которых я слишком много на себя брала. 

В какой-то момент общения с методистами я поняла, что моя задача не воспитывать учеников, а давать им знания, и только они решают принимать их или нет. Нельзя выучить слова за ученика и заставить его полюбить язык. Все это — выбор самого ученика. Если решает уйти от вас — не значит, что вы плохой преподаватель. Возможно, просто нужен более строгий учитель или не подошел формат онлайн или офлайн-обучения. В этом нет ничьей вины. Keep calm and focus on other students. 

Совет: старайтесь все дела, связанные с работой, оставлять на работе. Выделите себе рабочее место не в комнате, где вы спите. Найдите другое пространство, чтобы по возвращению в комнату вы думали только об отдыхе и забывали о проблемах на работе. 

Всегда следовала плану

«Это понятно? Идем дальше».

Первые шесть месяцев я могла уделять одному занятию 2 или 3 часа подготовки. Расписывать план со всеми деталями, писать, что я скажу и как буду давать инструкции. Когда всё шло не по плану, то расстройству не было предела. Какой тогда в этом был смысл? 

Мы не можем предугадать поведение ребенка, а тем более если мы работаем с ним в первый раз. Если заявленный уровень Pre-Intermediate совершенно не значит, что он не забудет тему «Дни недели» за лето. Да, писать план — важно. Но важнее чувствовать, что нужно ученику сейчас для достижения. Если забыл «Дни недели», то сделайте небольшую викторину или спойте песню. Если вы проходите Present Continuous, а у ученика сложность с формами глагола «to be», то отодвиньте план и вспомните азы. Без этого он сильнее запутывается. 

В редких случаях попадаются ученики, которые будут слушаться и строго идти по плану. Меня настораживают ученики, которые выполняют все, что им говоришь и даже не задают вопросы. Радуюсь тем, кто быстро что-то гуглит пока я не вижу или списывает — показатель того, что ребенок не поленился. В трудной ситуации сможет без меня разобраться. 

Совет: старайтесь подготавливать несколько вариантов ответов заранее. Будьте готовы к тому, что ученику может понравиться тема, а может нет. Если вы будете знать, что делать дальше в зависимости от ответа ученика, это придаст уверенности. 

Говорила по-русски

«Ой, а можно по-русски?».

Низкие уровни вызывают сложности. Грань между русским и английским стирается. Меня возмущали частые советы — используй меньше русского. Это же Beginner. Как не использовать русский? Как тогда придет понимание? Потом переходим на уровень выше и тут-то пришло осознание — уровень стал выше, а русского меньше не становится. Я уже показала подростку, что можно «не заморачиваться» и говорить по-русски на уроках английского, а тут требую язык. Конечно, его это возмутит. 

Теперь с уровнями Beginner я стараюсь использовать только английский. Отчетливо понимаю зачем и для чего. Иногда дети хотят поделиться историями, но говорят, что не могут, так как не знают как сказать. Я даю им несколько минут, чтобы посмотреть слова, которые они не знают и потом слушаю. Результат: ученик поделился историей, проработал разговорную речь и самостоятельно воспользовался словарем.

Совет: используйте фразу «Sorry, I do not understand Russian», это будет поощрять меньше говорить по-русски. 

Сложно объясняла грамматику

«Вот это Present Simple, а вот это Present Continuous. Adverbs of frequency должны стоять вот здесь».

В 95% случаев ученик не будет запоминать грамматические названия и учить последовательность. И тем более это нельзя объяснять на русском. Низкие уровни на то и низкие, что мы разбираем легкие темы, а дальше добавляем сложнее. Первое время доводим до автоматизма ответы учеников, дриллим, а осознание придет со временем. Не нагружайте сложными грамматическими терминами. Упростите язык, ведь первое время и так сложно учиться. 

Совет: поощряйте учеников задавать вопросы. Старайтесь не объяснять сразу все. Дайте ученику возможность задать вопрос по изучаемой теме. Это повысит STT.

Не повторяла пройденный материал

«Мы это уже проходили, зачем еще раз?» — возмутилась как-то ученица, а в итоге не смогла вспомнить половину неправильных глаголов. Вначале я старалась угнаться за большим количеством пройденных тем. Больше успеем — лучше результат. В погоне за результатом забыла про качество знаний. Начинаем работать, а Passive Voice как не использовали в речи так и не используем. Получается, что гонюсь за результатом, а его не видно, потому что не проверили и не подтвердили. Все взаимосвязано. 

Первое время я переживала, что мы столько уроков проходим одну и ту же тему. Ученику, наверное, скучно. А потом ещё в Revision lesson эта тема встретится. А как иначе? Обязательно проводите повторения каждый 5 — 10 уроков. Тогда не будет проблем, с тем, что тему мы выучили, а пользоваться ей забыли. 

Совет: давайте ученикам карту или mind-map, по которой они смогут вспомнить темы перед Revision. В течение урока, когда прошли тему, перемещайтесь по карте и ставьте рядом с местом галочку. Интерактив, который добавит больше интереса.

Не проговаривала цели и задачи урока

«Зачем мне это делать?» — раздраженно подмечает ученица. Это всегда задевало, ведь я столько времени пишу планы, чтобы вместе прийти к цели. А вижу отрицание. Хочется закрыть все и уйти. Однако где-то через полгода поняла — ученица спрашивает, потому что она в самом деле не понимает зачем. Учитель видит в этом задании маленький шаг к результату, но не все ученики это понимают. 

Складывается ощущение, что учителя издеваются: дают писать сочинения, говорить на разные темы и даже слушать непонятные диалоги. Да, дают. Не потому, что хотим сделать хуже, а потому что эти навыки необходимо лучше проработать. Как можно научиться писать, если никогда не писал. Говорить на языке, если никогда не говоришь на нем. На теории далеко не уедешь. 

В начале каждого урока даю картинку или видео, чтобы догадаться, какая тема урока. Называю грамматическую тему и для чего она нужна. Озвучиваю задания. Как небольшой обзор перед видео в Youtube. Расскажите ученику заранее, что будет на уроке, чтобы заинтересовать. 

Совет: интересуйтесь какие задания нравятся ученикам, какие нет и почему. Скорее всего, те задания, которые не нравятся — слабые стороны. Уделите этому больше внимания.

Не соблюдала TTT и STT

«А вот сейчас внимательно меня послушай, это важно!», — и вы уже отняли 2% времени разговорной речи ученика. Нет необходимости так говорить, ведь все, что вы говорите на уроке — важно. Да, у нас есть время, которое отводится на определенные стадии урока, но нельзя подгонять ученика. А тем более, показывать, что вас это раздражает. Если вы задаете вопрос, а студент не отвечает сразу — это не значит, что он не хочет говорить. Может, он просто не доверяет или нужно время, чтобы подумать как ответить, или у него вообще такой темп жизни. Не стоит никуда торопиться. Главное, чтобы ученику было комфортно. 

Не заполняйте собой все пространство. Давайте подростку больше возможности говорить. Им важно выделяться и быть услышанными. Не критикуйте мнение. Давайте понять, что вы согласны, но ваши мнения могут отличаться.

Совет: просите рассказать о чем-то новом и современном. Игры, Tik-Tok, новые челленджи, песни и певцы. Сейчас столько всего происходит нового, а мы даже не знаем. Попросите рассказать про то, чем он интересуется. Здорово, когда они рассказывают про новые обновления в любимых играх или челленджи в Tik-Tok, о которых я даже не догадываюсь. 

Не думала о времени на уроке

«А еще он постоянно зевает!» — жаловалась я. А то, что мы половину урока делали одно и то же задание, я не подумала. Первый год я постоянно задерживала учеников. Занятие длилось больше, чем обещала. Ведь так хочется как можно больше успеть! От этого страдал мой перерыв между уроками. Да и учеников это не особо радовало. Договорились закончить в 17:00 — значит так и должно быть. Когда вы опаздываете или, наоборот, задерживаете, это подрывает доверие. Да, многое может пойти не по плану. Однако, только вы контролируете ход урока. Если остаётся 5 минут до конца занятия, плавно подводите задание к завершению и переходите к подведению итогов. 

Совет: поставьте будильник на каждый час или на время за 5 минут до конца урока. Это поможет вам «ощущать» время. 

Думала только о работе

«Я не могу, мне нужно работать», — частая отговорка в первый год работы. Да, уделять много внимания работе — хорошее качество преподавателя, но не отдавать же ей всю свою энергию. Уважайте свое свободное время. Важно заниматься другими делами, которые не связаны с работой. В других делах я часто черпаю вдохновения для уроков. Существует жизнь за пределами преподавания. Учителя тоже люди. 

Совет: обязательно выделяйте один день, чтобы отдохнуть полностью от работы и не заниматься ничем, связанным с ней. Езжайте в другой город или сходите в торговый центр. Главное, не пишите планы и не продумывайте уроки. 

Не выполняла обещания

«Ой, забыла!».

Мы подаем пример ученикам. Уважать вас будут за поступки, а не за грамматику или хорошее произношение. Если будет контрольная, то стоит предупредить. Я часто слышу жалобы, что учителя ничего не говорят, а потом резко дают контрольную на уроке. Или, наоборот, обещают провести на следующем уроке. Ученик готовится, а в итоге — зря. К следующей неделе уже все забывается. 

Совет: озвучивайте свои планы. В конце урока расскажите, какие будут темы и задания на следующем. Даже если вы забыли что-то сделать, то извинитесь перед учениками. Это вполне нормально. Проявляйте к ним уважение, и они проявят его в ответ. 

Старайтесь принимать ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Советуйтесь с другими учителями и методистами и анализируйте проведенные уроки. Учитесь вместе с учениками! Если вы преподаете, то это не значит, что вы уже все знаете и умеете — осознание приходит с опытом. Главное, не закрывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×