Часто в названиях публикаций о прохождении курса CELTA Fully Online есть слово survive и его производные: “How I survived CELTA”, “Survival guide to CELTA course” и даже “CELTA without tears”. Я же хочу рассказать про перипетии своего пути к этой квалификации с позиции “How to enjoy CELTA”.

В этой статье я буду говорить только о фактах, без оценок и советов. Практика показывает, что универсальных советов нет, но помогает понимание сути процесса и здравый смысл.

Содержание

  1. Личный опыт сдачи CELTA в формате Fully Online
  2. Преимущества и недостатки формата
  3. Подготовка к курсу
  4. Список литературы для подготовки к CELTA
  5. Как проходило обучение

Станьте преподавателем направления Skyeng Premium! Здесь опытные учителя готовят учеников к международным экзаменам и получают повышенное вознаграждение.

Подробнее
premium 2 Skyteach

Личный опыт сдачи CELTA в формате Fully Online

В связи с COVID-19 Cambridge Assessment English разрешил сертифицированным центрам проводить курс CELTA полностью онлайн, без выезда кандидатов на практические занятия. В отличие от традиционного CELTA Online, где input sessions проходят виртуально, а TPs (teaching practices) — in a live classroom, в этом формате TPs тоже проходят удаленно. Важно отметить, что сертификат никак не будет отличаться от сертификата за курс, пройденный face to face.

Я жила в Болгарии и уже год рассматривала возможность получить CELTA. У меня уже было педагогическое образование и кандидатская степень по германской филологии, но хотелось получить сертификат, который не предполагал бы никаких дополнительных пояснений, как это часто бывает с документами об образовании, полученными в другой стране.

Ближайший центр, который предлагал CELTA Online, был в Греции. Пока я выбирала, когда буду готова провести в Афинах две недели в преподавательской практике, разразилась эпидемия и жизнь приостановилась.

Но ненадолго: в марте центр CELT Athens прислал информационное письмо о новом формате Fully Online. Появилась возможность пройти обучение, не выезжая из страны и вообще не выходя из дома.

Рекомендуем также статьи:

Преимущества и недостатки формата

Плюсов у удаленного формата явно больше, чем минусов. Но каждый решает для себя, какие критерии ему важнее для прохождения курса.

Плюсы:

  • Нет материальных затрат на дорогу и проживание.
  • Курс длится 2 месяца: есть время обработать всю информацию и применить ее на практике.
  • Материалы курса Cambridge CELTA Online дают только практическую информацию: минимум теории и максимум полезных ссылок на сторонние ресурсы.
  • Курс интерактивный: после теории можно сразу выполнять задания.
  • Вся информация о курсе хранится в одном месте, к которому всегда есть доступ.
  • Связь с тьютором поддерживается по электронной почте, ответы приходят оперативно.
  • Опыт работы в многонациональной среде.
  • Все материалы всегда под рукой во время занятия: презентация, аудио, видео.
  • Неограниченный простор для творчества с использованием онлайн-инструментов.

Минусы:

  • Полностью автономный режим обучения: тяжелее найти мотивацию и выполнять задания в срок.
  • Нет личных встреч с тьюторами, студентами и другими преподавателями.
  • Необходимо хорошо знать онлайн-инструменты для преподавания или быть готовым быстро научиться ими пользоваться.
  • Придется провести много времени перед монитором: в Zoom и в работе над материалами для урока.

Подготовка к курсу

Я не читала заранее никаких полезных советов и представляла себе процесс только в очень общих чертах. Такой у меня подход — не формировать ожиданий и предубеждений.

После собеседования и зачисления на курс нужно было выполнить pre-course tasks — 50 заданий, которые охватывают базовые понятия основных разделов методики преподавания.

В их числе: teaching and learning context, language analysis, language skills, planning and resources, teaching skills and professionalism.

Выполнила все с полной отдачей, хотя многое показалось слишком простым. Для кандидатов без профильного образования и существенного опыта это отличная возможность подготовиться к восприятию материала курса: заранее освоить новую терминологию и получить представление о том, что входит в понятие «преподавание английского языка».

Список литературы для подготовки к CELTA

Во время прохождения курса времени для чтения книг будет мало. С частью материалов лучше ознакомиться заранее: они станут отличной теоретической базой и помогут при написании планов уроков и письменных работ.

Книги о методике

  • “The Practice of English Language Teaching”, Jeremy Harmer, Longman
  • “Learning Teaching”, Jim Scrivener, Macmillan ELT

Эти книги должен прочитать каждый преподаватель английского. Теория в них разложена по полочкам и написана простым языком, приведено много практических примеров.

Что еще почитать о методике преподавания:

“A Course in English Language Teaching”, Penny Ur, CUP
“Concept Questions and Time Lines”, Graham Workman, Chadburn Publishing
“The Lexical Approach”, Michael Lewis, Language Teaching Publications
“Implementing the Lexical Approach”, Michael Lewis, Language Teaching Publications 
“Teaching Collocation”, Michael Lewis, Language Teaching Publications 
“Learner Autonomy”, Agota Scharle and Anita Szabo, CUP 
“The Developing Teacher”, Duncan Foord, Delta Publishing
“The Book of Pronunciation”, Jonathan Marks and Tim Bowen, Delta Teacher Development Series
“Classroom Management Techniques”, Jim Scrivener, CUP

Дополнительная литература

И еще несколько рекомендаций с углублением в определенные аспекты.

Рекомендуем прочитать статью CELTA assignment: focus on the learner.
  • “Learner English”, Michael Swan and Bernard Smith, CUP 

Language Related Tasks

  • “Practical English Usage”, Michael Swan, OUP
  • “Grammar for English Language Teachers”, Martin Parrott, CUP
  • “Teaching English Grammar: What to Teach and How to Teach It”, Jim Scrivener, Macmillan

Skills 

  • “Learning Teaching”, Jim Scrivener, Macmillan ELT
  • “How to Teach Writing”, Jeremy Harmer, Pearson Education Limited 
  • “How to Teach Vocabulary (Speaking/Grammar)”, Scott Thornbury, Pearson Education Limited (2002)
  • “Listening”, Anne Anderson and Tony Lynch, OUP 
  • “Reading”, Catherine Wallace, OUP

Больше статей вам в помощь:

Как проходило обучение

Курс начался 5 мая, все встречи и занятия проходили в Zoom. Накануне начала курса у нас было две установочные встречи: официальная и неформальная. Атмосфера там была отличная, всегда эффективная коммуникация, никогда не чувствовалось напряжения, зато было много хорошего британского юмора и иронии. Это относится и к обсуждению TPs, где происходил разбор полетов. Критика могла быть жесткой, но общая атмосфера неизменно была доброжелательной.

В нашей группе было 16 кандидатов со всего мира: из Австралии, США, всех частей Европы. Вели нас три тьютора, все с британским образованием. Двое находились в Афинах, main course tutor (MCT) — в Ирландии.

Курс длился восемь недель. Первая неделя была ознакомительной, мы осваивали Teaching Languages Online — мини-курс, который предлагает CELT Athens. Во время него мы исследовали и сравнивали возможности разных платформ, знакомились с онлайн-ресурсами для цифрового обучения, тренировались работать в Zoom и использовать его инструменты (breakout rooms, annotation tools, whiteboard, etc.).

Тогда же мы посмотрели демоурок нашего MCT и впервые увидели наших студентов. Впечатлило разнообразие национальностей: Турция, Греция, Ирландия, Франция, Португалия, Венесуэла, Япония. Курс обещал быть как минимум интересным.

Со второй недели начались практики — всего их было восемь, по четыре на двух уровнях: Upper Intermediate и Pre-Intermediate. Моя подгруппа начинала с уровня Upper Intermediate, и в этом мне повезло: ниже этого уровня я практически не работала. Так что в первый месяц была возможность приспособиться к online teaching environment, работая в знакомом языковом контексте.

Самая примечательная часть процесса — это практики. В начале курса нам прислали handbook с подробным описанием всех видов работы и расписанием. Примерно так выглядела неделя на CELTA Fully Online:

celta fully online moj opyt Skyteach

Asynchronous activities — это самостоятельное изучение материала по методике преподавания.

От Cambridge English мы получили доступ к курсу CELTA Fully Online на платформе Moodle. Он включает 29 учебных модулей, форумы по темам модулей и записи уроков, которые преподаватели Cambridge English проводили в live classroom. Каждую неделю нужно было изучать и выполнять задания по 4–6 модулям. Нужно было публиковать часть заданий на форумах и регулярно на них заходить, чтобы отвечать на комментарии коллег и тьюторов, а также комментировать публикации.

Работа на форумах была важной частью курса. Часть заданий были групповыми — нужно было координировать усилия с коллегами, чтобы выполнять задания хорошо и вовремя. В CELTA Fully Online оценивается не только твоя способность работать независимо, но и умение взаимодействовать с коллегами.

Еще надо было смотреть записи уроков и вести записи наблюдений по специально разработанным формам. Я посмотрела не менее шести часов записей — это семь-восемь уроков.

Каждые две недели надо было сдавать письменную работу (assignment). В этой части отличия от обычного курса минимальны: пишешь работу, загружаешь на платформу, получаешь оценку.

Скажу только, что без хотя бы базовых навыков Academic English эта работа превращается в испытание. Некоторые коллеги не успевали в срок и просили отсрочку. Не знаю, сказалось ли это на их итоговых результатах.

Synchronous activities — это, собственно, практика (TPs). В нашей группе было шесть человек, трое вели занятия по вторникам, трое — по четвергам. Но присутствовать нужно было в оба дня, чтобы наблюдать и участвовать в обсуждении уроков. В эти же дни проходило планирование следующих занятий.

Также раз в неделю были общие встречи всех кандидатов с тьюторами и руководителем CELT Athens, на которых можно было задавать любые вопросы. Иногда эти встречи были тематическими: language analysis, writing meaningful CCQs и так далее.

В первые шесть недель я совмещала обучение с небольшой рабочей нагрузкой, но в последние две недели сосредоточилась только на курсе. Это было несложно: в первый месяц все общественные места были закрыты, не было соблазнов. Второй месяц прошел по инерции.

Каким был ваш опыт прохождения CELTA? Поделитесь в комментариях!
Комментарии (6)
  • Фото аватара
    Юлия

    Спасибо за отзыв! Подскажите, в какой школе вы проходили курс?

    03.09.2023
  • Фото аватара
    tatsiana

    Спасибо большое за ваш пост-очень актуален. Подскажите, пожалуйста, в каком формате вы сдавали планы уроков. Какие вообще к этому пункту были требования с технической точки зрения. Заранее спасибо

    08.02.2022
    • Фото аватара

      Для планов урока был шаблон в формате .doc / .docx. Три основные части плана — Lesson aims, Language analysis (таблица со всей информацией по языковым единицам урока), Lesson procedure (таблица с детальным описанием каждого этапа урока, с таймингом, задачей и описанием каждого этапа, указанием материала для каждого этапа и прогнозами возможных проблем и предложениями их решений). Поскольку курс был полностью онлайн, нужно было также предоставить презентацию .pptx или .key. и другие материалы, которые предполагалось использовать на уроке. Иногда приходилось конвертировать в .pdf, чтобы отправить отсутствующим студентам, например. Отправлять надо было накануне урока, наши тьюторы просили, чтобы до полуночи :легкая_улыбка: После урока нужно было эти же материалы, а также самоанализ урока загрузить на платформу с документацией по всему курсу.

      09.02.2022
  • Фото аватара
    julia

    Подскажите, курс Celta адаптирован под новые условия преподавания онлайн, мотивации, домашних заданий и прочее?
    благодарю

    31.01.2022
    • Фото аватара

      Да, курс актуален. Он в первую очередь направлен на офлайн-преподавание, но методические и педагогические рекомендации универсальны.

      01.02.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×