25.08.2020
171
0

Ментальные ловушки, в которые попадает преподаватель английского

Наш мозг настолько развит и умен, что способен сам себя обманывать, Чаще всего это приводит к напрасной потере времени, предубеждениям, потере мотивации или сложностям в общении. Расскажем о ментальных ловушках, которые безобидны — если их вовремя распознать.

Заблуждениями человека и работой его мозга интересовалось много ученых, но рассказать об этом так, чтобы читатель не заснул на 10-й странице, смогли не все. Ниже мы будем опираться на две книги: «Ментальные ловушки» Андре Кукла и «Думай медленно, решай быстро» Даниэля Канемана.

Ловушка лени

В чем суть? Сталкиваясь с непонятной проблемой, мозг может взяться за ее обдумывание и решение (долгий и сложный путь) — или упростить, найти сходства с уже решенными и предложить решение по алгоритму, который прежде был успешен.

Почему мы попадаем в эту ловушку? Мозгу требуется немало энергии, чтобы нормально работать, а потому в процессе эволюции он выработал для себя принцип наименьшего усилия.

Как это бывает? Платформа и методисты Skyeng предлагают множество готовых заданий, подходов, активностей — не просто хороших, но интересных, веселых, эффективных. И, работая со студентами, мы не всегда пытаемся находить индивидуальный подход к каждому.

Что делать с этой ловушкой? Стандартные решения приводят к стандартным результатам — почти всегда. И во многих случаях этого достаточно, ведь студенты приходят изучать английский, решая похожие проблемы и держа в голове похожие цели. Но даже в этом случае стоит иногда делать шаг назад, оценивать ситуацию со стороны и проявлять творческий подход.

Ловушка амплификации

В чем суть? Решая поставленную задачу, мы склонны вкладывать больше времени и усилий, чем на самом деле требуется.

Почему мы попадаем в эту ловушку? Многие из нас болеют перфекционизмом, есть те, кто страдают гиперответственностью. Но чаще причина в другом: еще со школы мы привыкли, что простых решений не бывает, быстрые ответы — «халтура», и жизнь (читайте: учителя и родители) награждают тех, кто больше старается. 

Как это бывает? Заданий на платформе много, и все они отличные, но этого мало. Чтобы произвести впечатление на студента, мы не спим ночами, готовя «что-то эдакое», перелопачиваем горы книг и блогов, ставим эксперименты, ввязываемся в челленджи. И да — страдаем от выгорания каждые полгода. 

Что делать с этой ловушкой? Как с большинством ментальных ловушек, выручит пауза и взгляд со стороны. Вспомните правило Парето: 20% усилий приносят 80% результата. Безопаснее для психического здоровья придерживаться этой пропорции: в 4 из 5 случаев простые решения действительно работают, и пусть оставшийся случай будет вашим шансом «включить креатив» и сделать интереснее, в первую очередь, себе.

Ловушка прайминга

В чем суть? Мы думаем, что действуем осознанно и обдуманно, а реагируем адекватно ситуации. Не тут то было: наши действия и мысли частично определяет предыдущий, более ранний опыт (прайминг — от prime).

Почему мы попадаем в эту ловушку? Во-первых, не все наши решения и поведение контролирует сознательная система мышления, а бессознательная работает не всегда предсказуемо. Во-вторых, вновь включается принцип наименьшего усилия.

Как это бывает? Пообщавшись с пожилым знакомым на улице, мы начинаем медленнее произносить слова на занятии, а обсудив крупную покупку с подругой, проявляем меньше эмпатии в следующий час-два и хуже понимаем студента. (Это лишь два примера, эффектов прайминга очень много, и придется прочитать 500 с лишним страниц книги «Думай медленно…», чтобы узнать хотя бы о тех, которые открыты учеными).

Что делать с этой ловушкой? Ученые советуют время от времени останавливаться и задавать себе вопросы в духе «а точно ли я действую так, потому что считаю это правильным?» Но так можно весь день простоять в раздумьях. Предлагаем сделать врага другом: впереди занятие с ребенком — послушайте бодрые детские песенки; следующему студенту за 50 — поболтайте с бабушками у подъезда; впереди тест или контрольная, и хочется «держаться построже» — позвоните подруге, узнайте, как у нее дела со следующим взносом по ипотеке.

Ловушка фиксации

В чем суть? Мы сами блокируем собственное продвижение к цели: например, ждем звонка, разрешения, вдохновения или знака, чтобы сделать шаг навстречу яркой мечте или амбициозной цели. 

Почему мы попадаем в эту ловушку? Перемены пугают, но признаться себе в этом мы не всегда готовы — особенно если обычно ведем себя смело и действуем быстро. В этом случае проще «зафиксироваться» на том, что «уже есть и уже хорошо».  

Как это бывает? Вы давно хотите преподавать бизнес-английский, но пару раз что-то мешало, и теперь вам нужен знак (например, чтобы куратор сам это предложил, или чтобы к вам за помощью обратился студент, которому нужно сдать IELTS). Ждать приходится очень долго.

Что делать с этой ловушкой? Делать первый шаг в стороны мечты или цели — и считать его знаком.

Ловушка предвзятости

В чем суть? Общаясь с людьми, мы приписываем им свойства характера или объясняем их решения / мотивацию, основываясь на том немногом, что об этих людях известно.

Почему мы попадаем в эту ловушку? Мозг вынужден принимать много решений в условиях нехватки данных, а потому упрощает то, что есть, и — ошибается.

Как это бывает? Студент отлично понял прошлую тему по грамматике, довольно сложную. Опираясь на то, что он «сообразительный», и у него явно «есть способности», мы следующие темы по грамматике объясняем (сами того не осознавая) чуть быстрее. Кризис может наступить, если студент придет на занятие сильно не выспавшимся…

Что делать с этой ловушкой? Помнить о ней и быть готовыми удивляться, но не расстраиваться. И уж точно не подавать виду перед студентами, когда старательно выстроенные нами конструкции оказываются ошибочными. 

Ловушка упорства

В чем суть? Бывает так, что какое-то дело у нас плохо получается. Оно может быть скучным, неинтересным — или было интересным, но это прошло. Вот только признать поражение мы не хотим, и до последнего мучаем себя (иногда окружающих) попытками дойти до конца или добиться успеха.

Почему мы попадаем в эту ловушку? В мире процветает «культура достигаторства»: кто сделал / завершил / выполнил / достиг цели — тот молодец, а остальные неудачники. Нам с детства внушали, что быть упорными — хорошо.

Как это бывает? С некоторыми студентами просто «не срастается». Иногда есть объективные причины, например, различие в темпераменте. Иногда — субъективные, такие как завышенные ожидания студента. А иногда причину проще сформулировать как «потому что».

Что делать с этой ловушкой? Помогают небольшой тайм-аут и тишина в голове. Найдите время послушать внутренний голос, не отвлекаясь на чтение ленты в соцсетях или заботы о близких. Возможно, в этом конкретном случае, когда учебный процесс «не срастается», упорство не добродетель, и правильнее будет отпустить ситуацию (и студента), чтобы двигаться дальше и помогать тем, с кем лучше «совпадем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×