Идеи для стартовых уроков: must-have для позитивного года

Первый урок определяет настрой на весь год. Это работает как для группы, так и для индивидуальных занятий. Оргвопросы, формирование ожиданий учеников, снятие возражений и опасений, понимание, что потребуется от всех участников, цели на год — что еще стоит предусмотреть? 

Рассмотрим по шагам: 5 критических моментов первого урока; 5 игр на английском для создания команды; обязательно ли давать домашнее задание уже на старте — и другие рекомендации от Марины Павлуненко, методиста и сертифицированного преподавателя TESOL. Всеми этими идеями она поделилась на стриме Skyteach.

Планируем вместе

На первых занятиях очень важно прояснить организационные вопросы : как будете работать в течение года или курса, почему именно так, какие в этом году цели у преподавателя и учеников. Важно объяснить, где будут пики активностей, например, сложные темы или контрольные, экзамены. Отдельный вопрос — какая помощь понадобится преподавателю от учеников и родителей.

Кто-то думает, что такое начало занятий скучное и не обязательное — постепенно и так все выяснится, да и настрой появится. Но практика показывает, что ни взрослые, ни дети не могут до конца сформировать «картину мира» для своих занятий, если ее не даст учитель. Поэтому уделите 10-20 минут на первом уроке на то, чтобы создать рабочую атмосферу.

Например, в 5-6-7 классах начинайте урок c learning strategies: как ведем тетради, какие словари и как используем, как отрабатывать темы, где быстро искать нужную информацию. 

Важные вопросы, которые сводят с ума

Эти вопросы задают из раза в раз — где смотреть оценки, где искать материал к занятию и т.п. Поэтому сразу расставьте все точки над i:

  1. Оценки: где выставляем, когда обновляем, и где смотреть, кто первый. 
  2. Объявления . Где смотреть новости. Где и когда будет информация для родителей. В каком документе пишете всем классом (если вы используете разные платформы).
  3. Учебник . Расскажите про учебник, но без объяснений, почему выбрали именно его. Структура учебника, что в нем можно найти — чтобы поиск грамматики и заданий не отнимал много времени.
  4. Критерии выставления оценок , или как будут проверяться работы. Ученики должны четко понимать, на что вы обращаете внимание в этом году, что для вас важно, а что нет. Обязательно проговорите сроки выполнения работ.

Бывает так: за 5 минут до урока вам присылают фотографию домашней работы. Вроде бы все хорошо — ДЗ выполнено, но ведь наша задача не только выставить оценки, но и помочь себе построить урок. Посмотрите, в каких местах были ошибки, выявите логику этих ошибок. Попробуйте понять, откуда такая мысль появилась у человека, и тогда вы сможете помочь исправиться. Если ошибка повторяется у многих, значит, преподаватель не доработал предыдущий урок. Или наоборот, вы ожидали эту ошибку — у студентов должен был возникнуть вопрос. И тогда начало следующего урока выстраивается в зависимости от того, что вам прислали в ДЗ.

5. Родители. Их надо сделать своими сторонниками, чтобы они вам помогали технически и морально. Особенно чувствуется поддержка родителей в конце года, когда мотивация у детей уже падает.  Соберите родителей в начале и в конце года. В течение года — когда потребуется. Объясните техническую часть: какие программы понадобятся ученикам, какое оборудование нужно (компьютер, планшет, телефон). Очень важно выяснить, с какого устройства ученик будет заниматься. Если основным станет телефон, то мелкие картинки и текст будут не видны — вам придется адаптировать материал, чтобы не было заминок на уроке. Расскажите, какая помощь понадобится — следить за расписанием ребенка, напоминать про домашнее задание и т.п. Кстати о ДЗ: нелишне сразу проговорить, что родители не должны выполнять задания за ребенка.

Почти всегда есть такие сердобольные родители, которые помогают детям с ДЗ. Мягко объясняйте, что они так долго не продержатся — ребенок в третьем классе, например, уже будет знать больше, чем они. Объясните, как вести себя на уроке. Удивительно, но факт: иногда ребенок не успевает сообразить, а родитель кричит (это же слышно) ответ из другой комнаты. Просите родителей не участвовать в уроке таким способом — так и дети меньше будут смущаться. И обязательно — про то, куда и когда высылать домашнее задание, в какие сроки.

Сразу же поработайте с возражениями и вопросами родителей. Просто поставьте себя на их место и вам станет понятно, что им нужно объяснить.

Как построить команду за один урок

Для новой группы (или если в группе есть новички) нужно предусмотреть время на командообразующие игры и активности. Это касается и детей, и взрослых.

На потом лучше не оставлять — люди сложнее идут на контакт. Их нужно сразу подружить, чтобы не сталкиваться «с этим я работать не буду», «а он…» и не срывать ваши планы.  

Что можно применить на уроке:

а) The partner puzzle

Возьмите открытку и разрежьте ее на столько частей, сколько человек в команде. Раздайте части пазла в команде так, чтобы одна-две части оказались в соседней команде. Так вы спровоцируете бартер между командами. Студенты низких уровней обойдутся простыми фразами Have you got… — Here you are. А более продвинутые ученики выстроят полноценный диалог. 

Добавьте еще обмен игроками: игрок переходит в другую команду вместе с частью пазла. Одновременно студенты познакомятся и запомнят имена. А заодно повторят те конструкции, которые вам нужны.

b) Truths and a lie (любимая игра учителей, проходивших обучение в Skyeng)

Легко проводить и в командах, и в парах. Студенты придумывают про себя два факта — правдивый и выдуманный. Рассказывают друг другу (разумеется, на английском). Собеседник угадывает, где правда, а где ложь. Обычно такая игра проходит весело и не напрягает.

с) Birthday line, или любая другая line-up activity

Смысл в том, что группа выстраивается по месяцу рождения или по дате. Для этого ученики должны выяснить друг у друга дни рождения.  Можно выстроиться по именам или по фамилиям — в алфавитном порядке по первой букве. 

d) Crocodile, or hot seat

Один из участников команды садится на стул, ему дается задание на листочке, которое он должен передать своей команде — описать или показать. Команда угадывает.

e) Common ground

Это общая игра на класс или группу. Участники ищут что-то общее друг с другом. Или, например, вы задаете какую-то фразу: cats are better than dogs — остальные соглашаются или нет и объясняют, почему.

Вопросы для этой игры могут быть самые разные в зависимости от того, взрослые играют или дети.

Чем заменить [не]любимое «как я провел лето»

Вариант 1. Принесите свои летние фотографии и расскажите, где были и что делали. У студентов тоже попросите их фотографии с отдыха. Разбейте группу на пары. Пусть каждая пара рассказывает друг другу по своим фотографиям. Можно выдать подобие чек-листа для заполнения: место отдыха, кто из семьи ездил, самое интересное место/событие, самое неинтересное место/событие и почему именно такая оценка, рекомендую или не рекомендую.

Вариант 2. Добавьте прием «1-3-5» или «2-4-8». Если ученики работали в парах, то потом вы их объединяете в группу из 4-х или 8-ми участников. Их задача — выбрать самый интересный отдых или самое интересное место, куда бы все хотели поехать. Команда сначала договаривается, а потом презентует как общий проект.

Вариант 3. Вишенкой на торте может быть общая таблица с рейтингом всех мест отдыха. Вся группа решает, куда бы поехали большинство. Опять-таки нужно договориться и обосновать свое мнение.

Вместо окончания. Задавать ли ДЗ сразу с первого урока?

Задавайте. Так быстрее входят в рабочий ритм и дети, и взрослые.

Пусть подумают на какую-то тему и напишут короткое эссе. Для вас это станет входной точкой: в конце года сможете сравнить, как они продвинулись. 

Младшим школьникам или группам с начальным знанием языка домашнее задание лучше давать на русском. Остальным можно объяснять на английском, но предусмотрите опорные предложения: выпишите ключевые моменты на доске или сделайте рассылку с пунктами ДЗ, например, через бесплатный сервис-напоминалку Do it later.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×