Подростки… При одной мысли о них у учителей и родителей может содрогнуться сердце: как общаться, как найти подход, как учить? Ведь неспроста подростковый период в жизни человека считается сложным, но, конечно же, и интересным тоже. 

Бывает так, что учиться им совсем не хочется. Что же делать? Что может помочь учителю настроить подростков на учебу? Расскажем ниже, что можно сделать. 

Эмпатия

Все учителя были когда-то подростками, но часто мы не можем поставить себя на место учеников в какой-то конкретной ситуации. Подросток должен запомнить все правила, выполнить все домашние задания, отвечать охотно на уроке и активно участвовать в обсуждении темы, подросток должен это и то. И когда что-то из списка идет не так, виним подростка в невнимательности, лени, отсутствии заинтересованности. Иногда подростку нужно совсем немного: чтобы выслушали, поняли и приняли. После этого ученик готов и задание выполнить и, возможно, захочет и учиться еще лучше. Ведь в вас он увидит человека, который понимает, слушает, принимает, а такого особо не хочется расстраивать, поэтому повторит он Present Perfect и эссе напишет. 

Разговор на равных

Многие подростки считают, что они уже всему научились, познали горечь жизни, прошли через медные трубы, поэтому с их мнением нужно считаться. Тоже считаю, что нужно. Когда подросток видит, что его мнение принимают во внимание, он начинает вам доверять, открываться больше. А вы с этой информацией можете направить его на путь истинный: мотивировать на обучение, обсудить все за и против и вместе принять решение, если требуется. Например, не хочет писать подросток эссе на уроке: поговорите с ним, уточните причины спокойным тоном, разрешите не писать сегодня, отложите это на другой раз. А в другой раз объясните ему, зачем эссе вообще нужно, плюсы и минусы этого занятия. Ваша “неавторитарность” и то, что вы посчитались с его мнением (выслушали, разрешили не писать в первый раз) сможет повлиять положительно, и, скорее всего, ученик выполнит то, что вы просите. 

А вообще — разговор служит отличным мостом между заданием и результатом. Правильно подобранное слово уже полдела. 

Мотивация

Ох, сколько мы уже слышали о мотивации, но куда же без нее. На самом деле мотивация творит чудеса, если выявить верную. Чтобы знать, как правильно мотивировать, следует знать ваших подростков: чем они живут, какие у них интересы, какие планы на лето, зиму и весну, что они хотят от жизни, кем хотят стать в будущем, что нравится и не нравится в людях. Зная эти и другие нюансы, вам будет легче нажимать на “верные кнопки”. Например, если кто-то любит компьютерные игры, то объясните, что, зная английский, можно открыть огромный мир: игры в оригинале, новые друзья со всего света, возможность участия в соревнованиях и информация из первых рук. Если кто-то грезит работой модели, то расскажите, что зная язык, будет гораздо легче выйти на международный уровень. Можно показать интервью с супермоделью Натальей Водяновой. Если кому-то интересен бизнес, то языком бизнеса, опять же, является английский, расскажите про Силиконовую долину. 

Когда вы знаете, чем живет ваш подросток, считайте, что вы уже практически нашли к нему подход и обязательно сможете подобрать слова, занятия, действия, которые заставят его учиться. 

Вовлечение

Когда вы спрашиваете у подростка, чем бы он хотел обсудить на уроке, о чем говорить, то вы вовлекаете его в процесс обучения. Конечно, у учеников-подростков может быть собственное представление об учебе, но уточняя их мнение, вы дадите посыл, что с ними считаются. Это важно. Ведь всегда легче делать то, что нравится и хочется. Всегда можно добавить в занятия что-то новое. Например:

Можно организовать дебаты на острые темы, которые подросткам интересно обсудить. Например, 

  • выбираете тему (через опрос, чтобы мнение каждого учитывалось),
  • учеников, выступающих «за» и «против», 
  • ведущего,
  • можно также несколько “зрителей”, чтобы задавать дополнительные вопросы. 

Заранее следует изучить функциональные фразы для agreeing/disagreeing, giving opinion, объяснить формат дебатов (структура, тайминг, итог). 

Также можно организовать fireside talks раз в неделю, где вы будете ведущим, а подростки гостями. На таких встречах можно обсудить вопросы, которые тревожат учеников, достижения, которыми им хочется поделиться, или просто поговорить “по душам”. Чтобы усложнить задачу и добавить эффекта челленджа, можно сделать встречу в духе ток-шоу. Например, каждую неделю приглашать одного гостя-подростка. Он может притвориться известным актером, музыкантом, режиссером, бизнесменом или кем угодно. На встрече ему придется выступать от имени выбранного героя. Вы, как учитель, будете ведущим и направлять шоу в нужное русло, а остальные подростки будут зрителями, задающими вопросы. И так каждую неделю, пока все подростки не сыграют гостей. 

Когда подростки занимаются еще чем-то, кроме штудирования учебников, выполнения тестов и сдачи экзаменов, то им проще вовлечься в учебный процесс и получать удовольствие. 

Похвала

Как бы банально это не звучало, но похвала играет огромную роль в обучении, особенно подростков. Ведь в переходном возрасте они особенно ранимы, им не хватает уверенности в себе. А доброе слово в их адрес в нужный момент обязательно поможет в выполнении заданий, тестов, написании сочинений и так далее. 

Любовь и уважение

Не говорю, что вы должны любить всех подростков, которых обучаете, скорее, речь идет о любви к своему делу — обучению. Ведь когда у вас горят глаза, вы живо и энергично объясняете материал, приводите интересные примеры, да и просто с любовью проводите урок, то на таких занятиях ученикам также хочется действовать, не сидеть на месте, а проживать урок. 

А что уважение? Просто напишу словами Джона Голсуорси: “Уважение к людям есть уважение к самому себе.”

Конечно, студенты все разные, особенно подростки, но к ним можно найти подход и настроить на учебу. 

*Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×