09.09.2020
610
0

Как бороться с синдромом постоянного полувнимания (continuous partial attention)

Отвлекается от задания и все время смотрит в окно, переписывается с друзьями, клюет носом, уходит в себя, листает Инстаграм, а то и просто проковырял дырку в обоях. Да что вообще происходит?! Многие учителя наверняка сталкивались как минимум с одной из ситуаций, описанных выше — как на занятиях в классе, так и онлайн. И казалось бы: урок методически выверен, тема интересная, коммуникативные задания чередуются со временем на подготовку, в группе прекрасные отношения, а студенты все равно отвлекаются. Концентрация и устойчивость внимания у подростков более продолжительны, чем у детей. Однако и им присущ так называемый синдром постоянного полувнимания, он же continuous partial attention syndrome. Что это такое и как с этим бороться — разберемся в сегодняшней статье.

Этот термин возник благодаря Линде Стоун, эксперту в области технологий. Синдром постоянного полувнимания в чем-то схож с многозадачностью. Многозадачность — это то, что мы делаем сознательно. Во многом это результат нашего желания быть продуктивными, успешными в ряде областей сразу. На беговой дорожке мы слушаем подкасты и переписываемся с друзьями. В пробках за рулем едим и записываем голосовые сообщения. Постоянное полувнимание, однако, возникает автоматически и часто вызвано потребностью все время быть на связи и не пропускать ничего из того, что может происходить в цифровом мире.

Бесконечные уведомления мессенджеров, которые мы не отключаем; листание ленты инстаграма во время просмотра фильма, невозможность сфокусироваться на длинном тексте, потому что в 3 чатах новые голосовые сообщения. Все это — примеры постоянного полувнимания. Подростки справляются с такими ситуациями еще хуже взрослых, а технологических и социально-сетевых соблазнов у них больше в разы. Конечно, это сказывается на учебе, в том числе и на занятиях английским.

Существует много разных способов привлечь и удержать внимание на занятии. Неплохо понять, на что именно подростки отвлекаются, и уже исходя из этого выбрать решение. 

Обсудите цифровую политику

Самый частый повод отвлечься — это, конечно, гаджеты. Можно ли пользоваться телефоном на занятиях? Если нет, то предполагаются ли исключения? Если да, то в какие моменты и с какой целью. Обсудите это с подростками перед началом курса и объясните, почему решение именно такое. Это может зависеть от группы. Например, в одной из моих подростковых групп у нас свободный доступ к гаджетам на протяжении всего занятия. Мы пользуемся ими для сканирования QR-кодов, записи голосовых сообщений в коммуникативных заданиях, проверки информации в интернете. Ответить на звонок или написать быстрое сообщение тоже можно: группа сильная, нацеленная на результат, отвлекаться им не свойственно.

С другой группой на гаджеты действует полный запрет. Даже если королева Елизавета звонит пригласить на чай, ее единственный шанс — это набрать номер школы, а не личный мобильный ученика. Единственный звуковой сигнал выбивает из равновесия всю группу, вернуть их в рабочее состояние сложно и долго, поэтому мы не рискуем. Maybe, one day.

Удивляйте

С одной стороны, понимание структуры урока помогает подросткам расслабиться и чувствовать себя в безопасности. С другой, когда уже который урок идет по привычной схеме — приветствие, проверка домашнего задания, видео в качестве lead-in, переход к теме урока, работа в одних и тех же парах — отвлечься легче легкого. Зачем фокусировать внимание, если и так понятно, что будет дальше? Чтобы не сталкиваться с подобной ситуацией, добавляйте что-то новое в уроки. Ниже несколько самых простых идей того, как это можно сделать:

— Измените структуру: вместо привычного «Presentation — Practice — Production» попробуйте «Test — Teach — Test» или что-то из Task-Based Learning.

— Проверьте домашнее задание по-другому. Например, в конце занятия, а не в начале. Или попросите подростков выбрать всего два вопроса из домашнего задания, ответы на которые они хотели бы уточнить.

— Выберите неожиданный lead-in. Видео, история, фото, загадка, анекдот или головоломка — решать вам.

Еще больше идей можно найти в статье How to introduce the topic in the lesson.

— Поменяйте пары. Не секрет, что подростки часто любят работать в парах с друзьями или хорошими знакомыми. А иногда мы не хотим создавать суматоху и просто просим их обсудить тему с тем, кто сидит ближе всего. В результате студенты работают с одними и теми же партнерами из раза в раз. Почему бы не попробовать что-то изменить? 

Добавьте театральности

Любой учитель — всегда немного актер. Используйте свои навыки театрального мастерства если видите, что подростки отвлекаются или уходят в себя. Задействуйте мимику, язык тела или интонацию для того, чтобы привлечь внимание студентов или помочь им сфокусироваться. Шепчите, повышайте голос (нет, не тогда, когда домашнее задание не выполнено!), используйте разные акценты, если можете. На одном из тренингов, который длился два долгих дня практически без перерывов, мы, преподаватели, мгновенно фокусировались, когда тренер начинал говорить с французским акцентом. Сработает и со студентами!

Придерживайтесь принципа “Less is more“

Постарайтесь не перегружать занятие излишними визуальными и аудиоэффектами. Иногда тишина во время подготовки к выполнению задания лучше фоновой музыки, а анимация и интерактивность презентации PowerPoint могут не только отвлекать, но и раздражать. То же самое касается и оформления кабинета: слишком много ярких постеров, таблиц и фотографий могут препятствовать концентрации. Если вашим подросткам трудно сконцентрироваться после игрового задания, подумайте, можно ли его адаптировать или же отказаться вообще.

В общем и целом, вопросы внимания по-прежнему остаются актуальными. Наш недавний уход в онлайн обострил проблему: дети и подростки, вымотанные много часовыми занятиями у компьютеров, стали фокусироваться еще меньше, а отвлекаться еще более мастерски. Надеемся, что эта статья поможет вам в борьбе за внимание подростков.

Сталкивались ли вы или ваши ученики с синдромом постоянного полувнимания? Как выходили из ситуации?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×