Даже если вы специализируетесь на преподавании английского языка людям определенного возраста (и других социально-демографических характеристик, например, определенных занятий или уровня дохода) — полезно знать, «чем живут» остальные потенциальные студенты, ведь иногда жизнь поворачивается неожиданной стороной. А порой мы сами ставим эксперименты, пробуя свои силы или спасаясь от выгорания. Расскажем про изучение английского студентами/учениками разного возраста, как относятся к процессу (и преподавателю) и как обучать их эффективнее, держа в голове эту информацию.

Рассуждения ниже основаны, в первую очередь, на здравом смысле. Научные подтверждения тому, что подходы к учебе с возрастом меняются, и студенты разных возрастных категорий сталкиваются с разными трудностями, — тоже существуют и общеизвестны. Но ученые делят людей на слишком широкие категории (дети, взрослые, пожилые), а потому практической пользы от такой классификации меньше. 

Кроме того, анализируя советы и предложения, приведенные ниже, помните, что стереотипы существуют, потому что слишком много людей являются живыми доказательствами, но из любых правил бывают исключения.

Школьник (7-18 лет)

Зачем учит язык?

Школьника приводят на занятия родители. Лично ему английский в большинстве случаев ни к чему — если только речь не о «выживании» в эмиграции. Редко, но встречаются амбициозные школьники с синдромом отличника, которые приходят к репетиторам по английскому (в том числе онлайн) ради пятерки. В более старшем возрасте школьник может готовиться к ЕГЭ ради поступления в вуз. Но чаще всего мотивация у школьника одна: интересно/неинтересно. 

Как учит язык?

Учит в школе — потому что по программе. Учит индивидуально — потому что «надо» и родители заплатили. Учит неосознанно — по песням, твитам и постам кумиров и блогеров, по видео- и онлайн-играм. Учит охотно — если ему не скучно, а результаты дополнительных занятий быстро и позитивно отражаются на школьных оценках (и репутации среди сверстников). Во всех ситуациях запоминает новое легко, не вдаваясь в рефлексию и анализ.

Чем это полезно преподавателю?

«Сделайте» ему интересно. Придется провести несколько уместных и неочевидных опросов, а также поэкспериментировать. Скорее всего, вашего школьника зацепят:

— элементы поп-культуры

загадки, ребусы, визуальные задания в целом (обычно они выглядят менее пугающими, чем многобукаф)

— задания в контексте соцсетей.

Студент (18-23 лет)

Зачем учит язык?

Студенту «учебы» обычно хватает, а родители больше не могут диктовать ему свою волю, поэтому задачи обучения обычно индивидуальные. Это может быть мечта поехать за границу по обмену или надежда попасть на стажировку в международную корпорацию. Случается, что требуется подтянуть знания по английскому, потому что в вузе его преподают на более серьезном уровне, чем в школе, а без отметки «зач.» в зачетной книжке на следующий курс не перейти.    

Как учит язык?

Чаще всего учит «с наскоку»: в этом возрасте еще не настолько сильны самодисциплина и самомотивация, так что на вдумчивое выполнение домашних заданий (и уж тем более — самостоятельное погружение в язык) не хватает времени и желания. Домашние задания — нелюбимая часть, зато во время занятий он выкладывается на полную мощность. Когнитивные навыки, логика, память на высоте. Впрочем, развлекательный компонент все равно поможет лучше усвоить материал. 

Чем это полезно преподавателю?

«Сделайте» ему весело. Скорее всего, вашего студента зацепят:

— инструменты, которые помогут стать ответственнее и не упустить важное

— исполнение бродвейских хитов (в этом возрасте внутренней свободы достаточно)

— возможность активно (и безнаказанно) использовать смартфон во время занятий и на этапе подготовки к ним.

Особенность этого студента в том, что с ним легко установить контакт и незаметно превратить деловые отношения в дружеские, что может плохо сказаться на результате.

Молодой специалист (23-30 лет)

Зачем учит язык?

Выпускник едва из вуза обычно слишком занят непростой задачей поиска работы без опыта и достаточных навыков, чтобы еще и изучение английского находить силы (и деньги). Если же перед вами студент этого возраста, скорее всего, речь о поиске эмоций и жажде приключений: язык нужен для путешествий, знакомств с иностранцами (или комфортного общения со второй половиной). Встречаются и амбициозные представители категории, которые на ранних этапах карьеры осознают, что свободное владение английским пригодится в будущем или уже сейчас (чтобы быть в курсе мировых новостей и трендов).

Как учит язык?

Чаще всего учит «марш-бросками» — в формате «вижу цель, не вижу препятствий». Когда задача выполняется или проблема решается (с помощью занятий или без них), этот студент быстро утрачивает интерес и переключается на новую задачу.  

Чем это полезно преподавателю?

«Сделайте» ему быстро — но помогите не отчаяться, если успехи не будут мгновенными. Скорее всего, вашего студента зацепят:

— квесты и челленджи

— интересный сленг и новые, «трендовые» слова

— ваш позитивный настрой и умение быстро подбодрить и поднять настроение.

Амбициозный карьерист (30-40 лет)

Зачем учит язык?

Конечно, для карьеры! К 30 годам у многих формируется понимание, что английский язык — отличный трамплин для прыжка к работе мечты. Должность в международной компании или с зарубежными командировками, расширение полномочий, обязанностей (а с ним и прибавка к зарплате), красивая и весомая строчка в резюме, шанс поступить в зарубежный вуз, воспользовавшись грантом, или отучиться на престижной программе МВА — кругом нужен английский. Встречаются и те, кому язык нужен для или в эмиграции.

Как учит язык?

Карьерист — самый дисциплинированный студент, но ему важно на каждом занятии буквально видеть прогресс в сторону цели/мечты. Занимается регулярно, но не ежедневно: много сил уходит на работу и личную жизнь.

Чем это полезно преподавателю?

«Сделайте» ему практично: как можно больше заданий должны быть привязаны к цели (и студенту это должно быть очевидно, а если нет — придется объяснить на пальцах). Скорее всего, вашего студента зацепят:

— задания, связанные с кино и сериалами (страсть к киноискусству универсальна и повсеместна в ситуации, когда на другие хобби и страсти нет ни сил, ни времени)

— отсылки к «Играм престолов»,

— использование профессионального опыта (и даже профдеформации) студента.

Добропорядочный семьянин (40-50 лет)

Зачем учит язык?

Для карьерного роста — или помощи ребенку-школьнику: все тяжелее оставаться с взрослеющим ребенком «на одной волне», и способность помочь с домашними заданиями по английском языку помогает сохранить авторитет, быть нужным. Встречаются и те, у кого с возрастом появляется больше возможностей путешествовать (деньги, свободное время), но в Советском Союзе и во время перестройки английский язык в обычных школах и в провинциальных городах был на уровне «Лондон из зе кэпитал оф грейт бритейн», а на репетиторов не хватало. 

Как учит язык?

Вдумчиво, последовательно, но медленно и с трудом. Когнитивные способности в этом возрасте уже снижаются, память ухудшается, гибкий ум и податливый речевой аппарат удается сохранить не всем.

Чем это полезно преподавателю?

«Сделайте» ему без стресса, напряжения и потери лица. Выручат:

юмор

— хорошие книги популярных авторов

— волшебная способность внушить студенту уверенность, даже если не все идет гладко.

Бодрый (почти) пенсионер (старше 50 лет)

Зачем учит язык?

Чаще всего от скуки избытка свободного времени. Встречаются и «экзотические» случаи, когда язык нужен для общения с англоговорящими зятьями и внуками.

Как учит язык?

Занимается охотно, если позволяют сбережения/пенсия/возможности взрослых детей — плотно, регулярно, часто. Память может подводить, кроме того, «вмешивается» другой иностранный язык (например, немецкий), который студент учил в юности. 

Чем это полезно преподавателю?

«Сделайте» ему интересно. Да! В возрасте многие из нас — что дети малые. Кроме того, прожив долгую, насыщенную, полную ответственности и обязанностей жизнь, многие справедливо считают, что заслужили порцию радости, удовольствия, веселья. Скорее всего, в изучении английского вашему студенту помогут:

ностальгия

— «около-языковые» ритуалы

— искусственно созданная языковая среда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×