4 стиля воспитания, о которых надо знать и учителям

17.09.2020

Многие в наши дни считают, что воспитание – это дело родителей, а не учителей. Очевидно, во многом так и есть. Однако учителям полезно знать о том, какие стили воспитания существуют, какие последствия для детей они имеют, что учитель может сделать, заметив те или иные негативные последствия воспитания.

Стили воспитания варьируются в соответствии с поведением родителей, которые бывают следующих типов:

Авторитарный родитель – это диктатор. Режим, жесткие правила, строгий контроль. Мнение родителя – единственное правильное. Гибкость во взглядах совершенно отсутствует. К детям предъявляют завышенные требования.

Последствия для ребенка:

  • чувство ответственности
  • продуктивность
  • плохо развитые коммуникативные и социальные навыки
  • считают, что их мнения и мысли не важны для окружающих
  • трудно принимать решения
  • низкая самооценка
  • мнимое послушание
  • склонность к обману

Авторитетный родитель, наоборот, устанавливает с ребенком  доброжелательные, сердечные, но не лишенные строгости отношения. Такие родители с готовностью выслушивают мнение своих детей, дискутируют с ними, способствуя развитию социальных навыков. Авторитетный родитель очерчивает границы, но не силой, а вовлеченностью. Ребенку он не лучший друг и не диктатор, но человек, который поддержит, задав определенную планку.

Последствия для ребенка: 

  • самостоятельность,
  • целеустремленность,
  • социальная ответственность,
  • отсутствие пагубных зависимостей

Разрешительный родитель балует ребенка, не может добиться от него соблюдения правил и даже достаточно пассивен. Такие родители предъявляют мало требований к детям и не ожидают от них многого. Избегание споров и конфронтаций – самая главная тактика. Большое значение уделяется саморегуляции поведения ребенка. Много сил и энергии родители тратят на потакание желаниям ребенка вместо того, чтобы обучать его, как самому добиваться желаемого.

Последствия для ребенка: 

  • отсутствие чувства защищенности
  • зависимость от родителей
  • отсутствие ответственности
  • неуверенность в собственных действиях
  • незрелое отношение к жизни
  • неспособность уступать

Непричастный родитель заботится только о базовых нуждах ребенка: питание, одежда, жилье. Эмоционально такие родители отдалены от своих детей. Правила в доме существуют, но их не много. Часто возникают ситуации, в которых ребенку приходится играть роль старшего, взрослого, заботясь о своих родителях.

Последствия для ребенка: 

  • плохая концентрация внимания на учебе, 
  • низкая самооценка, 
  • эмоциональное дистанцирование, 
  • поведенческие проблемы
  • сложности в последующем формировании привязанностей в более взрослом возрасте

Общаясь с учениками в классе, учитель может предположить, какие отношения существуют в семье ребёнка. В соответствии со стилем общения в семье и тех качеств, которые уже стали проявляться в детях, учитель может заметить тех, кто нуждается в дополнительном тепле и заботе. Как учитель, вы можете:

  • Установить для всех правила, выполнение которых вы будете требовать от всех одинаково — так вы сможете приучить к правилам тех, кто их привык игнорировать в семье.
  • Уважать каждого ребёнка и общаться с каждым, показывая важность его личности и мнения.
  • Тем учащимся, кому не хватает уверенности в себе, учитель и одноклассники могут помочь, выстроив доверительные отношения в коллективе.
  • Не готовым к активной позиции ребят можно объединять в группы для совместной работы. Объединять стоит так, чтобы уровень активности был примерно одинаков, а хвалить — за проявление инициативы, поначалу не обращая внимание на допущенные ошибки. Важно научить именно инициативности, дать понять, что мнение каждого учащегося важно.
  • При подавленности и загруженности своими проблемами учеников следует отвлечь от тех беспокойств, которые их преследуют, помогите переключить внимание с трудной ситуации в семье, используя интересы ребят. Разнообразьте уроки необычными заданиями, челледжами, дополнительным чтением, развивая кругозор и память.
  • Стоит провести беседу с родителями, если вы как учитель столкнулись с поведенческими проблемами или столкнулись с признаками депрессии у подростков.

Не всегда родители могут признать свои ошибки в поведении и процессе воспитания детей. Не всегда, признав ошибки, могут измениться. Учитель может помочь, если не родителям, то учащимся в том, чтобы они были замечены, услышаны и оценены по достоинству. Одного доброго слова и верящего в силы ребёнка взрослого человека порой достаточно, чтобы даже самый заядлый хулиган стал добропорядочным человеком. А именно таких людей нашему обществу стало не хватать.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×