Многие в наши дни считают, что воспитание – это дело родителей, а не учителей. Очевидно, во многом так и есть. Однако учителям полезно знать о том, какие стили воспитания существуют, какие последствия для детей они имеют, что учитель может сделать, заметив те или иные негативные последствия воспитания.
Стили воспитания варьируются в соответствии с поведением родителей, которые бывают следующих типов:
Авторитарный родитель – это диктатор. Режим, жесткие правила, строгий контроль. Мнение родителя – единственное правильное. Гибкость во взглядах совершенно отсутствует. К детям предъявляют завышенные требования.
Последствия для ребенка:
- чувство ответственности
- продуктивность
- плохо развитые коммуникативные и социальные навыки
- считают, что их мнения и мысли не важны для окружающих
- трудно принимать решения
- низкая самооценка
- мнимое послушание
- склонность к обману
Авторитетный родитель, наоборот, устанавливает с ребенком доброжелательные, сердечные, но не лишенные строгости отношения. Такие родители с готовностью выслушивают мнение своих детей, дискутируют с ними, способствуя развитию социальных навыков. Авторитетный родитель очерчивает границы, но не силой, а вовлеченностью. Ребенку он не лучший друг и не диктатор, но человек, который поддержит, задав определенную планку.
Последствия для ребенка:
- самостоятельность,
- целеустремленность,
- социальная ответственность,
- отсутствие пагубных зависимостей
Разрешительный родитель балует ребенка, не может добиться от него соблюдения правил и даже достаточно пассивен. Такие родители предъявляют мало требований к детям и не ожидают от них многого. Избегание споров и конфронтаций – самая главная тактика. Большое значение уделяется саморегуляции поведения ребенка. Много сил и энергии родители тратят на потакание желаниям ребенка вместо того, чтобы обучать его, как самому добиваться желаемого.
Последствия для ребенка:
- отсутствие чувства защищенности
- зависимость от родителей
- отсутствие ответственности
- неуверенность в собственных действиях
- незрелое отношение к жизни
- неспособность уступать
Непричастный родитель заботится только о базовых нуждах ребенка: питание, одежда, жилье. Эмоционально такие родители отдалены от своих детей. Правила в доме существуют, но их не много. Часто возникают ситуации, в которых ребенку приходится играть роль старшего, взрослого, заботясь о своих родителях.
Последствия для ребенка:
- плохая концентрация внимания на учебе,
- низкая самооценка,
- эмоциональное дистанцирование,
- поведенческие проблемы
- сложности в последующем формировании привязанностей в более взрослом возрасте
Общаясь с учениками в классе, учитель может предположить, какие отношения существуют в семье ребёнка. В соответствии со стилем общения в семье и тех качеств, которые уже стали проявляться в детях, учитель может заметить тех, кто нуждается в дополнительном тепле и заботе. Как учитель, вы можете:
- Установить для всех правила, выполнение которых вы будете требовать от всех одинаково — так вы сможете приучить к правилам тех, кто их привык игнорировать в семье.
- Уважать каждого ребёнка и общаться с каждым, показывая важность его личности и мнения.
- Тем учащимся, кому не хватает уверенности в себе, учитель и одноклассники могут помочь, выстроив доверительные отношения в коллективе.
- Не готовым к активной позиции ребят можно объединять в группы для совместной работы. Объединять стоит так, чтобы уровень активности был примерно одинаков, а хвалить — за проявление инициативы, поначалу не обращая внимание на допущенные ошибки. Важно научить именно инициативности, дать понять, что мнение каждого учащегося важно.
- При подавленности и загруженности своими проблемами учеников следует отвлечь от тех беспокойств, которые их преследуют, помогите переключить внимание с трудной ситуации в семье, используя интересы ребят. Разнообразьте уроки необычными заданиями, челледжами, дополнительным чтением, развивая кругозор и память.
- Стоит провести беседу с родителями, если вы как учитель столкнулись с поведенческими проблемами или столкнулись с признаками депрессии у подростков.
Не всегда родители могут признать свои ошибки в поведении и процессе воспитания детей. Не всегда, признав ошибки, могут измениться. Учитель может помочь, если не родителям, то учащимся в том, чтобы они были замечены, услышаны и оценены по достоинству. Одного доброго слова и верящего в силы ребёнка взрослого человека порой достаточно, чтобы даже самый заядлый хулиган стал добропорядочным человеком. А именно таких людей нашему обществу стало не хватать.