Как расшифровать невербальные сигналы учеников

19.09.2020
1311

В общении с учениками мы используем различные подходы, чтобы наладить контакт. Лучше всего напрямую спрашивать о предпочтениях студентов, но зачастую не все готовы раскрыться с самого начала. Особенно если дело касается чего-то более личного или же ученик не так давно вас знает. Подростки не всегда умеют выражать свои чувства вербально. В таких ситуациях нам помогут знания о языке тела. Давайте разберем самые распространенные невербальные сигналы учеников и как на них реагировать.

Примечание: Безусловно, не все описанные ниже жесты стоит воспринимать как невербальную коммуникацию. Возможно, если ваш ученик обнимает себя руками, в комнате действительно холодно и он пытается согреться; если он учащенно моргает, может быть, ему попала соринка в глаз. Однако когда очевидные внешние факторы отсутствует, а паттерны поведения повторяются в определенных ситуациях, стоит обратить внимание на язык тела.

Итак, если студент:

1. Избегает смотреть в глаза

Такое поведение не всегда означает, что человек что-то пытается скрыть от вас или избегает рассказывать правду. Это может просто указывать на стеснение. Также если ученик избегает зрительного контакта, он может плохо себя чувствовать из-за провинности (списал контрольную у соседа по парте, соврал про то, что забыл тетрадь дома). Постарайтесь понять, кроется ли причина в стеснении или же ученик действительно что-то скрывает от вас.

Если вы думаете, что ученик пытается скрыть от вас совершенные ошибки, покажите, что вы не сожжете его на костре своего гнева, а постарайтесь понять его. Но помните, что вещи, которые подросток пытается скрыть от вас и от других, могут быть совсем не связаны с учебой. Дайте подростку знать, что вы готовы поддержать его. Просто скажите: «Если тебе хочется с кем-то поделиться переживаниями, ты можешь прийти ко мне, и я тебя выслушаю». Эти, казалось бы, простые слова действительно могут оказаться очень важными для ваших учеников в сложный период.

2. Чешет голову

Когда студент почесывает или трогает голову, таким образом он(а) может показывать замешательство. Убедитесь в том, что он(а) понимает материал урока. Помните о concept checking questions и instructions checking questions.

3. Скрещивает руки на груди

Существует довольно распространенное мнение о том, что такой жест демонстрирует отстраненность. Однако, если ваш собеседник скрещивает руки, это не обязательно означает, что он защищается от вас. Таким образом он просто старается успокоить себя. Чаще всего мы так делаем среди людей, когда готовимся к публичному выступлению или к встрече с кем-то незнакомым. Если подумать о том, что скрещивая руки на груди мы себя обнимаем, этот жест уже не кажется таким негативным или неправильным. В этой ситуации можно постараться создать атмосферу, в которой ученику будет комфортнее и спокойнее.

4. Слишком часто моргает

Люди начинают моргать чаще обычного, когда они переживают стресс. Моргание это защитный механизм, значит, если тело находится в стрессе, глаза реагируют на ситуацию соответствующим образом. Это также может обозначать, что подросток лжет и старается контролировать то, что говорит. В этой ситуации опять же важно понять, если даже ученик лжет, то почему и зачем он это делает. А если все дело в стрессе, то ваша задача создать достаточно комфортную и дружелюбную атмосферу на уроке.

5. Кусает или сжимает губы

Также может быть причиной стресса и привычной реакцией организма на волнительные ситуации. Если ученик поджимает губы, то это скорее всего свидетельствует о недовольстве и неприятии чего-либо. Постарайтесь отметить, на что именно подросток реагирует подобным образом: ваше резкое замечание, глупая шутка одноклассника или задание в учебнике.

6. Сжимает кулаки

Подобные жесты выражают негативный настрой. Студент может сжимать руки или кулаки низко, на коленях или высоко, возле лица, опершись локтями об стол. Чем выше и ближе к лицу сжатые кулаки, тем сильнее ученик склонен выражать негатив. Узнайте, с чем может быть связано недовольство и постарайтесь расслабить ученика и отвлечь его от неприятных мыслей, фокусируясь на уроке.

7. Держит руки на поясе

На языке жестов руки на поясе словно бы говорят: «Это больше, чем я способен сделать/ выдержать». Во время занятия студенту может быть слишком сложно выполнять упражнение или же домашнее задание кажется чересчур объемным. Заметив такое изменение в позе, спросите ученика, что он думает про задание, насколько трудным оно ему кажется, и что бы он хотел изменить.

8. Скрещивает ноги

Обычно люди скрещивают ноги, когда обстановка для них незнакома или непривычна. Например, так могут стоять или сидеть новички в классе. Если ученики не знакомы друг с другом, ice-breakers придутся очень кстати.

9. Подпирает подбородок рукой

Это довольно распространенный жест на уроках. Он может служить индикатором усталости. Возможно, ученик устал после бессонной ночи, доделывая домашнее задание, переписываясь с друзьями или же заскучал на уроке. А если вдруг вы заметили, что несколько учащихся сидят в такой позе, значит точно нужна небольшая физическая разминка, перемена или смена активности.

1 Как расшифровать невербальные сигналы учеников


Как обсуждать язык тела на уроке английского

1. Рассмотреть культурные различия, связанные с языком тела (включая жесты из других стран, и жесты, которые могут быть неправильно поняты или оскорбительны в других странах)

2. Обучить студентов определенным жестам, которые помогут в различных жизненных ситуациях. Например, жесты, которые можно использовать с типичными фразами из презентации, чтобы прояснить смысл сказанного или завладеть вниманием слушателей, а также какие невербальные сигналы нужно использовать на собеседовании, а какие не нужно. 

3. Научить подростков использовать язык тела и жестов для изучения английского языка.

Здесь можно прочитать больше об этом необычном, но эффективном методе.

4. Учитель может использовать жесты и мимику, чтобы давать инструкции, объяснять занятия, направлять студентов и т.д. Следующие задания можно адаптировать под разные уровни:

5. Студенты смотрят, как один человек из группы (или преподаватель) показывает жесты, а остальные отгадывают, из какой страны происходят все эти жесты. Если знаки показывает студент, то прежде предоставьте ему информацию о языке жестов в других странах.

6. Можно попробовать сыграть в эту игру «наоборот»: ученик (или преподаватель) называет страну, объясняет как используется жест, а группа учеников показывает этот жест. К примеру, «People in Portugal slightly touch their earlobe to show that they liked the food». Студенты дотрагиваются до мочки уха.

7. С более высокими уровнями попробуйте усложненный вариант активности. Преподаватель показывает жест, а затем рассказывает немного о его значении. Ученикам требуется отгадать что из услышанного правда, а что выдумка. Пример: «Turkish people node their head up and down to say “no”». На самом деле, так делает болгары и греки, а не турки.

8. Чтобы попрактиковаться письменно, задайте ученикам написать подобные факты с долей выдумки, а затем поменяться с соседом по парте и угадать, что из написанного правда. Особенно полезно это задание для практики словарного запаса: ученики закрепляют слова на тему «части тела», «жесты и мимика» и практикуются в их правильном написании.

Невербальная коммуникация — неотъемлемая часть повседневного общения. Умение правильно вести себя в различных жизненных ситуациях и лучше понимать окружающих поможет вашим ученикам стать более успешными. А обучение на английском расширит их словарный запас и поможет более уверенно общаться с другими.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×