Мотивация ученика при подготовке к IELTS: сохранить и поддержать

Мотивация ученика при подготовке к IELTS: сохранить и поддержать

Подготовка к серьезным экзаменам — процесс не быстрый. Если нужен средний результат, обычно это означает, что начинаем с невысокого уровня и предстоит надстроить немало этажей. Если нужен балл 7.5+, значит есть много деталей и тонкостей, которые необходимо освоить. В обоих случаях предстоит методичная, систематическая и кропотливая работа: над языком сразу по нескольким направлениям (Speaking, Writing, Listening, Reading) и над освоением формата экзаменационных заданий. Со временем новизна задачи и sense of challenge притупляются, а необходимость продолжать путь не сбавляя темпа остаётся. Конечно, есть очень мотивированные студенты, которые требуют побольше заданий, посещают дополнительно бесплатные вебинары по подготовке и самостоятельно проходят все доступные sample tests. Но многие начинают уставать и терять мотивацию на фоне других обязательств и жизненных задач. Может ли преподаватель помочь? В некоторых случаях — да. 

Как известно, мотивация бывает внутренней и внешней. (В англоязычной методической литературе — intrinsic / internal и extrinsic / external.) Внешняя мотивация создаётся внешними обстоятельствами. В случае с IELTS наличие определённого балла может быть требованием вуза или компании, где учится или работает ученик, или куда он стремится попасть. Внутренняя мотивация всегда связана с объектом деятельности и с самим процессом, в котором человек находит для себя смыслы и удовольствие. В подготовке к IELTS это означает, что ученику нравится заниматься английским вообще, а в частности, ему интересно и приятно развивать новые навыки и осваивать непривычные форматы заданий, доводя их до своего уровня совершенства.

Какую мотивацию проще поддерживать? Есть соблазн подумать, что внутреннюю. Её и поддерживать-то не надо, уже ученик-подарок. Думать так было бы ошибкой, конечно. Любой человек может в какой-то момент устать от однообразия и рутины, а она неизбежна при подготовке к испытаниям конкретного формата. Поддерживать внутреннюю мотивацию нужно, и это не так просто для преподавателя, как может показаться.

Для ученика с высоким уровнем мотивации подготовка к IELTS — это своего рода соревнование с самим собой.  Увидеть прогресс в баллах, выполняя пробные тесты, он может и сам. А увидеть свои достижения на каждом занятии, осознать, что вложенные старания дают новый результат с каждым шагом — в этом только преподаватель может помочь. 

Поэтому понадобится скрупулёзно отслеживать новые достижения — уверенное употребление новых слов и структур, исправление своих ошибок, прогресс в произношении. Замечать, отмечать и хвалить. Очень важно, чтобы это были актуальные достижения, вот именно сейчас свершившиеся. Если хвалить “для галочки”, ученик с высокой внутренней мотивацией непременно заметит это, и эффект получится обратный. Хорошо, если получится сравнить успешный шаг с конкретным примером ошибок из прошлых занятий. Это довольно легко сделать с письменными работами, с устными сложнее. Помогает вести “дневник наблюдений” за ошибками: я записываю основные ошибки на каждом уроке, чтобы потом дать дополнительные задания на этот материал, чтобы вовремя заметить resistant mistakes, и в том числе — чтобы иметь возможность увидеть прогресс и вовремя сообщить о нём.  

Кроме того, будет хорошо, если вы найдёте способ привлечь ученика к перспективному планированию занятий. Обсудите, в каком формате ему видится подготовка к Speaking и Writing, нужна ли ваша постоянная поддержка в подготовке к Reading и Listening или это могут быть эпизодические обсуждения тех сложностей, которые будут возникать в процессе самостоятельных тренировок. Ощущение контроля над ситуацией является важной составляющей внутренней мотивации. Если человеку что-то по-настоящему нужно, он захочет понимать, как именно он к этому придёт. 

Ученикам с внутренней мотивацией важна определённая доля автономии. В дополнение к основной вашей программе предлагайте им материалы по отдельным языковым аспектам для полностью самостоятельной работы, с ключами, по которым он себя проверит и сообщит вам только о тех проблемах, которые он сам таковыми считает. 

Внешнюю мотивацию поддерживать, на мой взгляд, довольно просто, так как нужно оперировать формальными критериями. Например, в начале подготовки отметить все параметры Speaking, Writing task 1, Writing task 2, требуемые для получения желаемого балла и использовать эти списки, чтобы предварять задания объяснениями того, как именно они связаны с экзаменом. Например, “This exercise will help you develop a range of cohesive devices, which is a prerequisite for Band 7 in writing task 2”. Да, именно таким языком, это поддерживает ощущение серьёзности задачи, а внешняя мотивация — она про серьёзность и ответственность. 

Студентам с любым видом мотивации будет интереснее обсуждать личностно значимые для них темы, поэтому стоит заранее узнать об их увлечениях и иногда предлагать темы для говорения и письма, связанные с тем, что находится в сфере их интересов. Изучите вместе список актуальных тем для Speaking и Writing, отметьте, какие темы ученик воспринимает с энтузиазмом, явно интересны, а какие — с опаской, растерянностью, равнодушием или раздражением. Тогда вам будет понятно, что предлагать для удовольствия и поддержания мотивации, а что — как исключительно учебный материал, который нужно освоить. Для развития отдельных навыков аудирования и чтения стоит подбирать аутентичные материалы на интересные ученикам темы.

Чего совершенно точно не надо делать, так это пробовать превращать подготовку к экзамену в fun. Внутренней мотивации этого не появится, но может возникнуть диссонанс с самой задачей, ведь экзамен — это серьёзно. Это не значит, что на занятиях нет места хорошему настроению, юмору и нескучным материалу. Но не надо стараться постоянно развлекать ученика, какая бы ни была мотивация, он пришёл не за этим. 

А вот личный интерес преподавателя к своему делу, английскому языку и к успехам учеников может быть хорошей поддержкой. Конечно, речь об искреннем интересе, не формальной маске показного энтузиазма. Настоящая внутренняя мотивация бывает заразительна. 

Есть и вариант, когда преподаватель может быть бессилен. Например, если экзамен совсем не нужен ученику, а только его родителям, но они не нашли возможности создать мотивацию у своего взрослого ребёнка и предоставляют это преподавателю. Или если взрослый ученик ставит нереальную цель (например, за полгода подготовиться на 8 с уровня А2), не готов на разумные компромиссы и, конечно, постоянно недоволен результатом в каждый момент времени, теряя мотивацию, которая могла бы привести к среднему результату за полгода или к высокому — после более длительной подготовки. Если есть возможность выбора, с такими учениками лучше не работать. Или проявлять чудеса убедительности для поиска компромиссов, но это тема для другой статьи и для другого автора 🙂 

Если вы хотите узнать больше о мотивации при изучении иностранного языка, почитайте Motivation lessons from good language learners / ed. by Carol Griffiths. Cambridge University Press, 2008. Особенно рекомендую главу Motivation and good language learners by Ema Eshioda (p. 19-34). 

Если у вас есть свои рецепты для сохранения мотивации при подготовке к IELTS, поделитесь в комментариях. 



Галина Смирнова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1212 2

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×