Во время карантина я проводила занятия в зуме с малышами от 4 лет. Конечно, мечтала вернуться в “живой” класс”. Так хотелось видеть глаза, жесты, эмоции — немедленно реагировать и получать ответ.
В новой реальности всё больше родителей решают в пользу онлайн-занятий. И я решила пересмотреть свои карантинные зум-записи, чтобы найти в них все радостные, положительные моменты: что помогло организовать занятие, увлечь через экран, зарядить эмоциями ученика и получить собственное удовлетворение от хорошо сделанной работы.
И вот какие важные и полезные моменты выделила, проводя с малышами у экрана 45 минут.
- Whiteboard
Хорошо, если у себя за спиной можно организовать “доску”. У меня это была стена кухни, на которую прикрепила большой лист белой бумаги. На нем рисовала, писала и закрепляла картинки. У моей коллеги, например, это был холодильник. Кто-то воспользовался книжной полкой и на ней укреплял лист ватмана.
Эээ — зачем? Понимаю, у вас есть презентация с готовыми картинками — вы переключаетесь на нее или используете страницу из учебника на платформе. Это полезный инструмент.
Но детям 4 — 7 лет трудно 30-40 минут подряд смотреть на экран, рассматривать картинки и взаимодействовать с ними. А вот смотреть на взрослого, который что-то делает по ту сторону экрана гораздо интереснее: что она там делает? Что рисует? Что приклеивает? Любое физическое действие учителя вызывает больше интереса, чем неподвижная картинка на экране.
2. Pappets
Игрушки-рукавички работают безотказно. У меня есть дракон, лягушка, собака и волк из набора сказок для детского сада. Уверена, вы тоже найдете у себя что-то подробное.
Первой куклой-рукавичкой был мой собственный носок, на котором я нарисовала глаза, нос и рот. Малыши его обожали! Ребенок видит другое существо. Оно открывает рот и “говорит” с ним!
Это не учитель,- ребенок даже не смотрит на взрослого,- “существо” начинает разговаривать с ним, пусть сначала понарошку. Кукла разговорит маленького ученика, станет другом и товарищем, с которым хочется играть и общаться!
Рукавичка может сказать то, что не скажет учитель, или будет “непонятливым” учеником, который допускает ошибки, А ребёнок поможет “другу” сказать правильно, написать правильно, прочитать правильно.
- Stories
Книги в форме презентаций я делала сама: вставляла фото страниц из книги в презентацию и добавляла интерактивные упражнения. В такой работе воплощается море идей — всплывающие картинки, слова, исчезающие куски картинок и текста.
Простыми приёмами прокачиваем память, внимание и продуктивные навыки — говорение и пересказ. История идеально подходит для говорения предложениями или серии коротких диалогов.
Для детей младшего возраста я также использовала видеочтение книг носителями. Таких много на youtube. Чередуя видеочтение и интерактивные словарные задания, песенки, считалки, проще удерживать интерес. Занятие пролетает незаметно.
- Dolls
Бумажные и пластиковые куклы — отличный тренажер частей тела и действий с ними. Парочка видавших лучшие годы Барби досталась мне от малолетней племянницы, и теперь они успешно обнажают руки и ноги, когда я через экран обсуждаю с ребенком части тела.
Барби у меня run, sit and stand up, raise hands, stretch arms, clap, turn head, bend down and bend her knees. Две подружки могут играть в “hand to hand” — когда ребёнок просит их соединить части тела и называет их, отдаёт команды: leg to leg, head to head, back to back. Картинки не делают и половины этой работы. Запасайтесь куклами и ваши «пособия» станут игровым уроком.
- Handmade
Бумага, ножницы, клей, карандаши — лучшие друзья дошкольников и младших школьников.
Долгая умственная нагрузка с фокусом на экран утомляет даже взрослых. Поэтому детям нужны перерывы от экрана.
Чтобы эти перерывы не превратились в вечные переменки, я с детьми рисовала, делала героев историй — бумажных котов, собачек, даже морских свинок, улицу домов и мыша-детектива.
В зуме мне помогала белая доска, на которой можно нарисовать макет поделки. Ребенок перерисовывал её на бумагу по ту сторону экрана, вырезал и клеил.
Для младших школьников хорошо работал мой пример — я показывала готовую поделку, а вторую мастерила вместе с ними в реальном времени, с пошаговыми инструкциями (на английском, конечно). Это обогащает и опыт ребёнка, и язык, и добавляет life skills.
Мы выполняли действия, которые просто объяснить: take a piece of paper, fold it in half, cut. Draw a cat’s head, with pointy ears, cut it out. Now let’s draw the body with a long tail.
В теме про еду часто прошу приготовить на занятие пластилин: самодельные морковки, яблоки, огурцы и тыквы запоминаются с удовольствием и вызывают океан положительных эмоций.
У ребёнка обучение включается другими механизмами, не так, как у взрослых. Поэтому чтобы превратить урок в веселое и полезное действие, используйте эти пять простых приемов и получайте удовольствие от своей работы.