Как воспитать успешных подростков по методу 5С

Обычно о воспитании думают родители – как и что говорить, чему учить, на что обращать внимание. Однако работая с детьми и подростками, мы так или иначе влияем на их становление как личностей. Хочется надеяться, что такую же точку зрения поддерживают, если не все, то многие наши коллеги. 

Недавно мне под руку попалась книга Эстер Войджицки “The Woj Way. Как воспитать успешного человека” (How to raise successful people: The Woj Way). Книга написана для родителей, и в основном рассказывает о том, как воспитывалась сама Эстер, и как она воспитывала своих дочерей. 

Для справки: Эстер Войджицки – американский журналист, основатель программы медиаискусства в средней школе Пало-Альто в Пало-Альто, Калифорния; мать троих дочерей: Сьюзен (генеральный директор YouTube), Джанет (антрополог и исследователь, получившая звание доцента кафедры педиатрии) и Энн (соучредитель 23andMe – биотехнологическая компания, помогающая людям узнать об их предрасположенности к заболеваниям на основании анализа предоставленного биоматериала). 

Внушительные достижения для всей семьи. Конечно, можно говорить о том, что проживая в кампусе Стэнфордского университета, сложно вырасти и не добиться таких высот, каких добились дочери Эстер. Так или иначе, в книге есть некоторые правила, которых придерживалась Эстер, и которые могут быть полезны не только родителям, но и учителям, помогая воспитывать учеников успешными и готовыми к жизни.

В оригинале метод воспитания звучит как TRICK – TRUST, RESPECT, INDEPENDENCE, COLLABORATION, AND KINDNESS, в русской же версии книги метод называется 5С – САМОДОВЕРИЕ, САМОУВАЖЕНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО, СЕРДЕЧНОСТЬ. 

Сначала в книге даются вопросы для анализа своего жизненного опыта с точки зрения каждого из аспектов. В своей работе также полезно проанализировать свой опыт будучи учеником и учителем. Далее Эстер рассказывает о своем видении каждого аспекта и реализации их в своей воспитательной деятельности не только с детьми, но и своими студентами. Рассмотрим, как учителям может быть полезен такой подход.

САМОДОВЕРИЕ (TRUST) 

Здесь речь идет о доверии к себе – это самое важное, что нам нужно для успешности реализации всех остальных “правил”. Доверяйте своей интуиции. Для учителя это может значить, что не всегда стоит придерживаться плана урока или распланированного тайминга, когда появляется потребность в дополнительной практике или подходящей теме для обсуждения, воспользуйтесь этой возможностью – результат будет гораздо эффективнее, ведь мы учим людей, а не учебники. 

Также доверять необходимо и детям/подросткам: например, не ставить двойку за невыполненное задание, а дать возможность сдать его в следующий раз – именно так ученик увидит, что к нему относятся не как к роботу, а как к человеку со всеми его чувствами и потребностями. Также можно доверять выбор тематического урока, подготовку к мероприятию своими силами, составление заданий для теста и так далее.

САМОУВАЖЕНИЕ (RESPECT)

Уважение к ученику как личности – принятие его таким, какой он есть, со всеми его личностными особенностями. Также важно и учить подростков принятию друг друга, в этом помогает парная и групповая работа – при этом для усложнения задачи можно в пары и группы помещать учеников с разным уровнем и взглядами на жизнь: это поможет воспитать терпимость к разным людям и принимать чужие мнения как имеющие право на существование.

Уважение к человеку – это еще и вера в него, а значит требование более высоких результатов. Как показывает практика, если ребенок или ученик чувствует, что его ценят и уважают, то он и сам ставит себе более высокую планку. И начинает уважать себя за свои успехи. Из личного опыта: есть у меня ученица подросток, с которой работаем уже более двух лет. В начале нашей совместной работы у нее не было желания заниматься, мы встречались раз в неделю на полтора часа. Девочка пропускала уроки и не видела смысла заниматься. Сейчас, спустя 2 года, мы занимаемся 3 раза в неделю по часу, она никогда не пропускает уроки, даже если испытывает усталость после школы или головную боль. А недавно она стала инициатором того, чтобы один урок в неделю был полностью разговорным. Это стремление к знаниям вызывает во мне гордость. Обсуждая ее успехи и перемену в отношении, она сама говорит, что раньше она не хотела заниматься, потому что ее постоянно критиковали, в школе учителя не верили в ее успех, а предыдущий учитель не интересовался ею как личностью.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (INDEPENDENCE)

Взрослые склонны к гиперопеке из благих побуждений – помочь своим детям или ученикам. В некотором смысле сверхзабота о ребенке – медвежья услуга: в ребенке развивается неуверенность в своих силах, постоянный поиск поддержки и одобрения, неспособность выразить свое мнение. Однако гораздо более полезными навыками, которые мы можем ученикам привить, будут ответственность и самоконтроль.

Развивайте кругозор учеников, обсуждая с ними различные темы по интересам. В группе распределяйте в пары учеников с разными интересами и точками зрения для обмена опытом и поиском нового. Давайте ученикам самим подготавливать проекты, выступать инициаторами новых тем и заданий, поощряйте собственные способы обучения – дайте ученикам свободу в выборе методов запоминания слов, просите обсуждать друг с другом как они выполняют задания, поощряйте peer correction. 

СОТРУДНИЧЕСТВО (COLLABORATION)

Ученика необходимо воспринимать как партнера по учебе. Приучайте своих учеников к тому, что вы все в классе – одна команда. Не сравнивайте их друг с другом, а показывайте что они могут друг другу дать. Совместная работа может обогатить не только результат работы, но и личностные качества в целом. Сегодня умение работать в команде считается одним из ключевых навыков 21-го века. Уроки английского языка могут помогать развить это качество до высокого уровня – здесь встречаются разные темпераменты учеников, разные интересы, культуры и так далее. Работая в группах и парах на уроке, ученики, как уже говорилось выше, могут научиться взаимному уважению, принятию, доверию. 

СЕРДЕЧНОСТЬ (KINDNESS)

Доброта – ключ ко многим дверям. Именно добрым отношением к ученикам лучше всего завоевывать их сердца. Нужно понимать, что доброта не является противопоставлением дисциплине, никто не говорит о вседозволенности, но доброе и где-то эмпатичное отношение к своим ученикам поможет вызвать ответ на доброту и заботу, а также в союзе с уважением создать в классе атмосферу особенной доверительности и комфорта.

Все начинается с малого: правила поведения, уважения, не суждения, которые можно обговорить на первом занятии, создав “Классный договор”, вернувшись к этой теме при столкновении с трудностями в отношениях в классе. Учите своих студентов быть благодарными друг другу, помогать и прощать. Обсуждайте мировые проблемы и учите эмпатии.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×