Вопросы, вопросы… Их задают, чтобы проверить понимание инструкций, текстов, картинок. Они наш незаменимый и надежный помощник на коммуникативных занятиях. Только, что делать, если ваш вопрос «повисает в воздухе», а весь класс только ниже опускает головы? Другой вариант. В задании, где предполагалось составление диалогов для уточнения информации, ученики просто спрашивают все на русском друг у друга, потому что они «не знают, как спросить». А ведь вы так подробно все объясняли! В небольших группах есть возможность быстро опросить каждого, но, что если класс не делится на подгруппы? 

Попробуем ответить на вопрос: «Как работать с вопросами в больших классах?» 

Основные проблемы, возникающие в больших классах:

  • дисциплина — даже тихая беседа между одноклассниками превращается в шум, мешающий работе учителя;
  • различия в знаниях и психологических особенностях учеников;
  • нехватка индивидуального контакта с учениками;
  • трудности с вовлечением в задания всех учеников;
  • сложности с контролем развития навыка устной речи и исправления ошибок;
  • использование родного языка вместо изучаемого;
  • проблема с мотивацией всех учеников, даже отстающих.

Презентация

На стадии презентации структуры вопросов используйте максимум наглядности, например, цветные схемы:

slide 6 Skyteach

Некоторым ученикам будет проще воспринимать правило, записанное словами. Помним о кинестетиках, которым нужно движение: пусть они составят схемы из карточек или кратко запишут правило. 

Опрашивать фронтально не всегда удобно, ведь большая часть класса в такой ситуации остается в роли пассивных слушателей. В группах попросите ребят составить примеры по схемам  вопросов или попробуйте индуктивный подход — вывести правило на основе примеров. Работа в парах и группах уменьшает уровень тревожности отдельных учеников, но повышает уровень шума в классе. Пенни Ур рекомендует разделять класс на постоянные группы, чтобы избежать проблем с дисциплиной. При регулярном проведении групповой работы она становится привычной для учеников и не вызывает перевозбуждения.

Чтобы успокоить ребят после активной групповой работы используйте самостоятельные письменные задания, это позволит им переключиться и войти в привычный режим.

Отработка

Для учета потребностей «слабых» учеников начинайте отработку с простых заданий по заданному шаблону: отработайте структуру вопроса в парах в подстановочных таблицах, попросите совместить схемы с данными примерами.

На данном этапе заметно разделение на тех, кто быстро все успевает сделать, и тех, кто прослушал, не понял или просто не мотивирован к выполнению задания. Предложите ребятам выполнить упражнения на карточках, дифференцированных по уровню сформированности ЗУН (знаний, умений, навыков). 

Например, на самом легком уровне на карточке будет содержаться правило, опора, на среднем — только образец выполнения, на самом сложном — творческое задание (составить вопросы по картинке).

При фронтальном опросе давайте время для раздумий, особенно для ответа на сложный вопрос. Используйте игровые приемы для вовлечения учеников — вопросы с броском легкого мяча, опрос по цепочке, когда следующий ученик отвечает на вопрос предыдущего, вопросы на бумажках из шляпы.

Применение

Этот этап подразумевает отработку вопросов в заданиях, моделирующих ситуации из реальной жизни. Вопросы нужны для уточнения информации, поэтому вводим контекст, например, раздаем детям текст с пробелами, по которому ученики задают вопросы в парах, чтобы узнать друг у друга недостающую информацию. 

Вопросы используются и для уточнения мнения собеседника, прояснение непонятного ответа, поэтому для их отработки проводятся дискуссии.

Для эффективной работы в большом классе, учитывайте требования к заданию:

  • актуальная тема;
  • четкие инструкции, желательно моделирующие часть обсуждения, чтобы показать, примерно какие вопросы требуются в задании;
  • результат, например, решение определенной проблемы;
  • ролевой сценарий и/или геймификация украсят любую дискуссию.

Общие рекомендации для организации работы в группах:

  • количество детей в группе должно быть не более 6, лучше меньше;
  • продумайте дополнительные задания для тех групп, которые быстрее закончат работу;
  • передвигайтесь между группами, направляя и консультируя учеников по заданию;
  • работайте с ошибками после выполнения задания, в конце урока обсудите ключевые ошибки с классом;
  •  организуйте итоговое обсуждение задания, чтобы ученики могли показать свой результат и обсудить возникшие сложности.

Знание структуры вопросов и умение спрашивать — ключевые навыки в развитии диалогической речи учеников, поэтому даже большой состав вашей группы не должен мешать тщательной отработке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×