Вопросы, вопросы… Их задают, чтобы проверить понимание инструкций, текстов, картинок. Они наш незаменимый и надежный помощник на коммуникативных занятиях. Только, что делать, если ваш вопрос «повисает в воздухе», а весь класс только ниже опускает головы? Другой вариант. В задании, где предполагалось составление диалогов для уточнения информации, ученики просто спрашивают все на русском друг у друга, потому что они «не знают, как спросить». А ведь вы так подробно все объясняли! В небольших группах есть возможность быстро опросить каждого, но, что если класс не делится на подгруппы?
Попробуем ответить на вопрос: «Как работать с вопросами в больших классах?»
Основные проблемы, возникающие в больших классах:
- дисциплина — даже тихая беседа между одноклассниками превращается в шум, мешающий работе учителя;
- различия в знаниях и психологических особенностях учеников;
- нехватка индивидуального контакта с учениками;
- трудности с вовлечением в задания всех учеников;
- сложности с контролем развития навыка устной речи и исправления ошибок;
- использование родного языка вместо изучаемого;
- проблема с мотивацией всех учеников, даже отстающих.
Презентация
На стадии презентации структуры вопросов используйте максимум наглядности, например, цветные схемы:
Некоторым ученикам будет проще воспринимать правило, записанное словами. Помним о кинестетиках, которым нужно движение: пусть они составят схемы из карточек или кратко запишут правило.
Опрашивать фронтально не всегда удобно, ведь большая часть класса в такой ситуации остается в роли пассивных слушателей. В группах попросите ребят составить примеры по схемам вопросов или попробуйте индуктивный подход — вывести правило на основе примеров. Работа в парах и группах уменьшает уровень тревожности отдельных учеников, но повышает уровень шума в классе. Пенни Ур рекомендует разделять класс на постоянные группы, чтобы избежать проблем с дисциплиной. При регулярном проведении групповой работы она становится привычной для учеников и не вызывает перевозбуждения.
Чтобы успокоить ребят после активной групповой работы используйте самостоятельные письменные задания, это позволит им переключиться и войти в привычный режим.
Отработка
Для учета потребностей «слабых» учеников начинайте отработку с простых заданий по заданному шаблону: отработайте структуру вопроса в парах в подстановочных таблицах, попросите совместить схемы с данными примерами.
На данном этапе заметно разделение на тех, кто быстро все успевает сделать, и тех, кто прослушал, не понял или просто не мотивирован к выполнению задания. Предложите ребятам выполнить упражнения на карточках, дифференцированных по уровню сформированности ЗУН (знаний, умений, навыков).
Например, на самом легком уровне на карточке будет содержаться правило, опора, на среднем — только образец выполнения, на самом сложном — творческое задание (составить вопросы по картинке).
При фронтальном опросе давайте время для раздумий, особенно для ответа на сложный вопрос. Используйте игровые приемы для вовлечения учеников — вопросы с броском легкого мяча, опрос по цепочке, когда следующий ученик отвечает на вопрос предыдущего, вопросы на бумажках из шляпы.
Применение
Этот этап подразумевает отработку вопросов в заданиях, моделирующих ситуации из реальной жизни. Вопросы нужны для уточнения информации, поэтому вводим контекст, например, раздаем детям текст с пробелами, по которому ученики задают вопросы в парах, чтобы узнать друг у друга недостающую информацию.
Вопросы используются и для уточнения мнения собеседника, прояснение непонятного ответа, поэтому для их отработки проводятся дискуссии.
Для эффективной работы в большом классе, учитывайте требования к заданию:
- актуальная тема;
- четкие инструкции, желательно моделирующие часть обсуждения, чтобы показать, примерно какие вопросы требуются в задании;
- результат, например, решение определенной проблемы;
- ролевой сценарий и/или геймификация украсят любую дискуссию.
Общие рекомендации для организации работы в группах:
- количество детей в группе должно быть не более 6, лучше меньше;
- продумайте дополнительные задания для тех групп, которые быстрее закончат работу;
- передвигайтесь между группами, направляя и консультируя учеников по заданию;
- работайте с ошибками после выполнения задания, в конце урока обсудите ключевые ошибки с классом;
- организуйте итоговое обсуждение задания, чтобы ученики могли показать свой результат и обсудить возникшие сложности.
Знание структуры вопросов и умение спрашивать — ключевые навыки в развитии диалогической речи учеников, поэтому даже большой состав вашей группы не должен мешать тщательной отработке.