Студенты бывают разные. Одни еще в школу не пошли, другие уже отправили туда старших внуков. Поговорим о вторых.

О том, как меняется изучение английского с возрастом, мы уже писали. Об особенностях работы с возрастными студентами тоже. Но тем и прекрасна тема преподавания, что в ней всегда есть, что добавить.

Расскажем, почему преподавать студентам зрелого возраста здорово, с какими трудностями они сталкиваются в процессе обучения — и что со всем этим делать преподавателю английского языка.

Почему приятно работать с пожилыми студентами

Сомневаетесь? Тогда мы идем к вам, чтобы подчеркнуть, что у студентов за 50…

богатый жизненный опыт

Когда ваши зрелые студенты приносят этот опыт на занятие, они обогащают ваш учебный процесс. Тут и личное мнение по многим вопросам, и истории, которые интересно послушать (в идеале — на английском). А главное, пожилые люди много учились в своей жизни, а потому они хорошо знают себя, свои модели восприятия и учебные инструменты, которые для них работают, — и готовы поделиться «инструкцией по (собственной) эксплуатации» с вами.

отличная мотивация к занятиям

Обычно зрелым студентам не нужны отличные оценки, сертификаты и дипломы. Их мотивация внутренняя, они учат язык не из-под палки. Одни приходят за разговорными навыками — чтобы общаться со сверстниками из-за рубежа, другие воплощают мечты молодости, третьи просто получают удовольствие от того, что заставляют голову работать. Не удивительно, что пожилые студенты редко пропускают занятия, ведут себя активно и всегда выполняют домашние задания.

позитивное отношение к учебному процессу и жизни в целом

Не всякий пожилой человек придет учиться английскому тогда, когда его сверстники коллекционируют болезни и нянчат внуков. Те, кто приходят, к изучению языка относятся максимально позитивно, а к преподавателям — с большим уважением.

Когнитивные и поведенческие особенности старшего поколения

  • Пожилые люди гораздо сильнее молодежи и детей полагаются на свой родной язык, им тяжелее привыкнуть думать на английском языке, они с трудом отказываются от привычки переводить дословно.
  • Они меньше готовы рисковать и ошибаться — боятся «потерять лицо», в связи с этим учебный контекст создает для них повышенный стресс.
  • Образовательный уровень зрелых студентов может сильно отличаться от уровня их учителей. Они не знакомы с новыми подходами и методиками.
  • Пожилые студенты с недоверием относятся к педагогам, которые значительно моложе их.
  • Они неохотно пробуют новое.
  • Многие зрелые студенты плохо умеют обращаться с интернетом и цифровыми технологиями. Это создает препятствия для эффективного обучения на технологичных, современных платформах.
  • Недостаточная цифровая грамотность приводит к тому, что пожилые студенты имеют ограниченный доступ к материалам на английском языке в реальном мире (например, к YouTube, Netflix, подкастам), а также имеют меньше возможностей практиковать английский язык за пределами занятий.
  • У них часто встречаются возрастные проблемы со здоровьем, снижены когнитивные способности (особенно страдает память).

Приведем несколько рекомендаций, которые помогут обучать пожилых людей более эффективно.

Будьте терпеливы

Это банально, но студентам старшего поколения нужно много вашего внимания и понимания. Их память не впитывает информацию так быстро, как память младших учеников. Им требуется больше времени, чтобы обработать сложную грамматическую структуру или научиться использовать новую идиому. Постарайтесь почувствовать комфортный для них темп усвоения нового и приспособиться к нему.

Приятный бонус: Вам незачем волноваться, что пожилые люди будут строго вас судить. Большинство из них свои особенности восприятия знают — и не ждут мгновенного результата от занятий.

Стимулируйте память студента

Закладывайте в планы занятий время на простые упражнения на тренировку памяти — не обязательно с освоением новой лексики. Любые игры на запоминание и быстрое воспроизведение помогут а) расширить возможности студента для будущих учебных задач; б) поднимут самооценку, а значит, помогут справиться со страхом ошибок. Кстати, о самооценке…

Укрепляйте уверенность студента в себе

Не злоупотребляйте исправлением ошибок: зрелые студенты и так слишком строги к себе. Проявляйте эмпатию. Избегайте тестов, которые необходимо выполнять за ограниченные промежутки времени. Создавайте на занятии спокойную, дружелюбную атмосферу, чаще хвалите за успехи. И, конечно, регулярно давайте им задания, с которыми студенты старшего поколения могут справиться легко: опыт небольших побед укрепляет самооценку.

Будьте гибкими

Даже если вы очень организованный преподаватель, у которого всегда есть до мелочей продуманный план занятий, с пожилыми студентами придется смириться, что не всё и не всегда будет идти по плану. Позволяйте себе иногда плыть по течению, веселиться, быть спонтанными или поддерживать тему беседы, которую предложил ваш студент. В конце концов, для него урок английского не просто способ стать лучше, но и светское мероприятие, встреча с почти другом.

Приятный бонус: Спонтанность, импровизация и вам прибавят драйва в работе, предотвратят скуку и выгорание.

Слушайте внимательно

Во-первых, прислушивайтесь к тому, что есть сказать вашим зрелым студентам. Желание поделиться опытом или историями — отличная мотивация для развития устной речи. Самый простой способ поощрять говорение — внимательно слушать.

Во-вторых, пожилые студенты умеют и готовы быть честными с преподавателями. Где обычный студент промолчит, скрывая недовольство, пожилой даст объективную обратную связь, откровенно расскажет о впечатлениях и поможет вам вырасти как специалисту.

Будьте старомодны

…в использовании инструментов. Сейчас существует много передовых технологий для обучения языку — от цифровых досок, онлайн-квизов и интерактивнов до приложений для изучения языка и даже инструментов виртуальной реальности. Однако многих пожилых студентов такие технологии пугают и смущают. Это вовсе не значит, что нужно возвращаться к «доисторическим» бумажным распечаткам, просто дозируйте «технологическую нагрузку».  

Учитывайте проблемы со слухом и зрением

Ваш пожилой студент может в этом не признаться, но его учебные успехи будут страдать от того, что он что-то плохо расслышал или не разглядел. Чтобы избежать этой ситуации, а) проявите наблюдательность, б) спросите или в) подстройтесь «по умолчанию», например:

  • произносите слова чуть медленнее обычного и очень внятно, при этом студент должен видеть ваши губы и лицо;
  • подскажите, как отрегулировать громкость звука на компьютере;
  • следите за тем, чтобы во время занятия не было фонового шума;
  • если рисуете схемы или что-то записываете — используйте контрастные маркеры и крупный шрифт;
  • убедитесь, что в помещении, где вы ведете занятие, много света, и он падает на вас спереди.

Подстройтесь под привычный студенту стиль обучения

Признаем очевидный факт: раньше учили по другому — и английский язык, и другие школьные / вузовские предметы. Если пожилой студент проявляет смущение, зажатость или упрямство — попробуйте подыграть ему и «вписаться» в его ожидания, например:

  • объясните грамматику, подключив к делу аналитический подход;
  • позвольте долго практиковаться «по сценарию», прежде чем переходить к спонтанным вопросам-ответам;
  • дайте время на то, чтобы делать заметки, чертить схемы;
  • заложите время на вопросы (студенты старшего поколения обязательно будут их задавать, когда им это предложат).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×