Андрагогика — полезные принципы обучения взрослых?

Как обучать взрослых? Каковы основные принципы обучения данной возрастной группы? На что обращать внимание, создавая программу и подбирая учебную программу? Ответить на эти вопросы поможет андрагогика.

В заголовке статьи есть и определение понятия «андрагогика» и сомнение. Акценты в нем можно расставить по-разному. Это полезные принципы? Это принципы обучения? Это принципы обучения взрослых?  С этими вопросами мы и разберемся.

Само понятие тоже неоднозначно. Есть как минимум три области его применения: оно используется как максимально широко, для обозначения отдельной научной теории о личностной самореализации человека в течение всей его жизни, и просто как «более удачный» синоним к термину «образование взрослых». Этимология слова (от греческого andros – «взрослый мужчина» и ago — «веду»), конечно, допускает все этим трактовки.

Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения Александром Каппом, но тогда теория постоянного обучения не получила поддержки. Не хотелось тогдашним ученым мужам официально признавать себя «вечными студентами».

Вторую жизнь понятию дал американец немецкого происхождения Эдуард Линдеман в 1926 г. в работе The Meaning of Adult Education, а широкое распространение и термин, и принципы получили благодаря работам его ученика Малколма Ноулза, которого часто называют основателем науки об обучении взрослых, хотя даже поверхностный информационный поиск показывает, что это не так. В то же время, именно он сформулировал предположения (assumptions) об особенностях обучения взрослых и следующие из них принципы, которым стоит следовать в обучении взрослых.

Рассмотрим эти аспекты андрагогики с позиции того, что они могут означать практически в преподавании английского языка. Здесь я руководствуюсь своим опытом.

Предположения об особенностях взрослых в обучении

Представление о самом себе (Self-concept)

Взрослый человек воспринимает себя как более независимую, автономную личность (self-directed), в меньшей степени нуждающейся в руководстве, по сравнению с ребенком.

Как использовать

Дайте своим ученикам больше автономии. Learner-based approach is a must, teacher-centred lessons are going to fail.

Взрослым нужно гораздо меньше конкретных указаний, чем детям

Они могут сами прочитать задание и начать его выполнять, не стоит повторять очевидное. Более того, имея свой жизненный опыт и опыт обучения, взрослые ученики могут творчески переосмыслить задание, предложить другой способ его выполнения или вообще самоорганизоваться и работать без видимого участия преподавателя в парах или группах. Все это необходимо воспринимать не как саботаж, а как ценные сигналы проявления интереса и вовлеченности.

Дайте много полезной информации, с которой можно работать самостоятельно

Хорошие справочники/интернет-ресурсы, подходящие по уровню, где можно было бы самому найти сведения по грамматике и произношению. Порекомендуйте сервисы для самостоятельного повторения лексики и изучения новых слов. Присылайте ссылки на интересные вебинары. Если требуются конкретные указания, взрослые могут опереться на свой собственный опыт и работать автономно. Обучение для взрослых можно организовать в форме самостоятельной индивидуальной или групповой работы без участия учителя. Кроме того, вы можете придумать для них игры и симуляции без какой-либо вводной информации. В этом случае они будут придумывать правила на ходу, при необходимости получая дополнительные сведения при помощи электронного курса.

Предложите возможность выбора

тем и материала для занятий, особенно если это индивидуальные занятия. Взрослые ученики должны иметь возможность учиться на своих условиях.

Опыт (Experience)

Весь багаж знаний и умений взрослых учеников — это ресурс, который необходимо использовать в обучении.

Как использовать

Преподавателям языка очень повезло, так как язык — это средство общения, и учить ему мы можем, общаясь именно на те темы, которые интересны нашим взрослым ученикам. У нас уже нет задачи их развивать и образовывать. Некоторые из них вполне могут ответить вам взаимностью, и это ли не интересно? А если не могут, то вряд ли ваши попытки восполнить пробелы в кругозоре будут встречены с энтузиазмом, потому что см. п. 1.

Так что готовьте интересные для учеников темы, связанные с их профессией, увлечениями, опытом путешествий, говорите с ними о книгах и фильмах, которые произвели на них впечатление, о новостях и трендах. Нет плохих тем в принципе, есть неинтересные этому конкретному взрослому и вот они — плохие.

Попросите ученика подготовить рассказ

или презентацию о том, что ему по-настоящему интересно / в чем он чувствует себя особенно сведущим. Дайте возможность прочувствовать, что английский язык — это еще один инструмент для передачи своего опыта, а не что-то, что нужно «выучить».

English for Specific Purposes

то вам даже не надо искать материалы. Попросите ученика дать вам все, что он считает достойным внимания и необходимым лично для себя в этой специальной области. Обращайтесь к нему с вопросами по его профессиональной области. Работать в тандеме — это очень перспективная форма занятий.

Готовность к обучению (Readiness to learn)

С возрастом человек тем больше готов учиться, чем больше последствий он видит в учении для развития и укрепления своей социальной роли.

Как использовать:

Покажите на практике, как изучение английского языка помогает развить навыки, соответствующие важной для вашего ученика социальной роли. Он ориентирован на профессиональное развитие? Создайте/обновите вместе его профиль на LinkedIn, дайте задание написать комментарий к посту на профессионально значимую тему.

Любит выкладывать фотографии в соцсетях? Попросите написать текст к фотографии на английском языке.

Часто путешествует/ходит в рестораны/смотрит все новые фильмы? Попросите написать отзыв о гостинице, о последнем ужине, о недавней премьере для заранее выбранного сайта, где можно разместить этот отзыв, который кому-то поможет сделать правильный выбор или не сделать неправильный.

Ориентация на обучение (Orientation to learning)

Взрослые отзываются на проблемно-ориентированное обучение, им важно видеть, как полученное знание можно применить в контексте своей жизни непосредственно здесь и сейчас, отсроченное применение знания, по понятным причинам, мотивации не создает.

Как использовать

У взрослых нет времени на изучение абстрактных сведений. Не рассказывайте им правила употребления Present Perfect. Покажите, как эта форма поможет сообщить захватывающую новость другу или коллегам.

Не бомбардируйте их списками «полезных фраз для выражения мнения», «способов выразить согласие/несогласие». Организуйте дискуссию по важной для них теме, и они сами найдут нужные фразы в заботливо подготовленных вами шпаргалках с этими списками. же предпочитают не тратить время на абстракции.

Им нужно то, что поможет им решить проблемы, которые уже возникают у них на регулярной основе. Не забудьте рассказать, чем будет полезен им ваш курс. По возможности приведите реальные примеры и расскажите достоверные истории.

Мотивация к обучению (Motivation to learn)

В обучении взрослых ключевую роль играет внутренняя мотивация, заставить учиться взрослого человека практически невозможно. Взрослому важно видеть, что именно дает обучение лично ему, если ничего — оно бессмысленно.

Как использовать

Объясняйте, зачем вы делаете то, что вы делаете.

Вы учитесь задавать вопросы, чтобы уметь поддержать беседу  (с коллегой во время кофе-брейка на международной конференции или с друзьями уехавших за границу родственников, к которых ваш ученик едет в гости). Вы пишете сочинения, чтобы тренировать умение излагать непростые мысли связно. Вы читаете и слушаете аутентичные новостные сообщения, чтобы иметь возможность сравнивать информацию из разных источников.

Чем больше связей между учебными заданиями и реальной жизнью видит взрослый ученик, тем значимее эти задания и курс английского языка в целом. А тот факт, что вы приводите такую аргументацию, позволяет ученику ощущать свою значимость в процессе, что важно (см. п. 1).

Принципы обучения взрослых, сформулированные Ноулзом, основаны на этих пяти допущениях и уже частично были представлены выше в интерпретации того, как использовать качества взрослых учеников на занятиях английским.

Вот эти принципы в инфографике:

Андрагогика — полезные принципы обучения взрослых
Источник: https://elearninginfographics.com/adult-learning-theory-andragogy-infographic/

Пришло время ответить на вопросы

Андрагогика — это принципы обучения?

Скорее, да, но с уточнением — обучения через сотрудничество. Не случайно программная работа Ноулза была названа «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики».

Термин «андрагогика» был образован по аналогии с термином «педагогика», но вести за собой мальчика (peida) — естественно и правильно в большинстве ситуаций, а вот быть проводником взрослому человеку нужно только тогда, когда это необходимо.

Это принципы обучения взрослых?

Думаю, что все, кто прошел курс CELTA, вообще не поймет, о чем тут говорить, когда все эти принципы формируют learner-centred approach, на котором основана коммуникативная методика преподавания английского языка.

Многие из этих принципов будут полезны и в работе с подростками, и даже младшими школьниками, но при условии, что их мотивация — внутренняя, то есть, более «взрослая» чем «спихнуть экзамен» и «родители подарят айфон, если получу высший балл по инглишу».

Это полезные принципы?

Это можно будет понять на практике. Из своего опыта скажу, что только такой подход и работает со взрослыми.

Будут свои варианты и вариации, кому-то захочется поучить правила в чистом виде, кому-то — получать четкие инструкции к каждой, даже самой простой задаче, кто-то не захочет делать много творческих заданий.

На курсе CELTA в группе Upper-Intermediate был один японец-пенсионер, который хотел освоить профессию переводчика. Мы проводили анкетирование наших учеников для одного из assignments, и этот господин на вопрос о предпочитаемых темах ответил, что все темы, которые будут ему предложены преподавателями, он считает чрезвычайно полезными для себя.

При этом его уровень был скорее Advanced и большинство тем были довольно легкими, но он бы никогда об этом не сказал. Но тут нужно умножить возраст на культурные особенности и особенности личности, это был классический пожилой японец.

А фундаментально все взрослые — одинаковы в своем желании учиться «так, чтобы не было мучительно больно», а было «полезно, интересно и про меня». И не только взрослые, наверное, но это уже другая тема, и в ней у меня нет никакого опыта.

Почитайте по теме: Создаем нескучный Reading club для взрослых за пять шагов

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×