Один из самых простых способов вовлечь ребенка в урок — поставить перед ним задачу из реальной или не совсем реальной, сказочной, жизни, решение которой зависит от приобретения им определенных навыков. Коммуникативная задача или проблемная ситуация; эти названия могут различаться. Главное, что в результате ребенок вовлекается в историю. Он понимает пользу английского языка в данный момент, а не абстрактно, вроде, “ты потом сможешь общаться с иностранцами”.
По классификации В.В. Сафоновой проблемные задания делятся на:
- Поисково-игровые проблемные задания.
- Коммуникативно-поисковые.
- Коммуникативно-ориентированные.
- Познавательно-поисковые культуроведческие.
- Лингвистические поисковые проблемные задания
В данной статье мы рассмотрим первые три типа заданий.
Beginner
- Покажите картинку с отсутствующей деталью и попросите помочь персонажу найти потерянный предмет. На протяжении урока ребенок будет знакомиться с новой лексикой и на одной из картинок увидит пропажу. В конце урока он попробует сообщить герою на английском, что это за предмет и где он находится.
Jenny is sad. She has lost her favourite toy. Let’s help Jenny.
What is it? Where is the toy?
- Просим учеников посмотреть короткий видео отрывок, где персонаж не может выполнить простое действие на английском. Например, попросить товар в магазине. После введения новых фраз-клише, ученик попробует озвучить персонажа и сделать покупки за него.
Elementary
- Ученики читают диалог, в котором персонаж жалуется на какую-либо проблему. Например, ему нужно подготовиться к поступлению в новую школу. На протяжении одного или нескольких уроков проведите ученика по определенным этапам подготовки.
A: Hi, how are you doing?
B: I’m fine. How about yourself?
A: I’m pretty good. Thanks for asking.
B: No problem. So how have you been?
A: I’ve been great. What about you?
B: I’ve been good. I’m going to a new school. I need to prepare documents, pass a test in English and have an interview.
A: You have a lot to do! Good luck with school.
B: Thank you very much.
- Проведите квест по дому ученика на онлайн уроке для решения простой задачи. Например, сделать фотографии для иллюстрации рассказа о месте, в котором живешь.
Pre-Intermediate
- Ученик получает ролевую карточку с ситуацией. Во время группового онлайн-урока детей объединяют в сессионные залы по 2-3 человека. По ситуации, каждый из участников старается уговорить остальных принять его точку зрения.
- Решение примеров — проблема из сферы математики, однако, решение математических и логических задач на английском языке будет неожиданным для учеников и даст им возможность потренировать навыки сразу в двух предметах.
Intermediate
- Эту игру лучше проводить в группе, но возможно и на индивидуальном уроке. В этом случае она превратится в тест. Ученики по очереди вытаскивают карточки с проблемой и тремя решениями на выбор. Задача — выбрать одно из решений и обосновать его. За каждое логичное объяснение ученики получают 1 балл. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов. Примерные варианты карточек. Для усложнения игры добавьте ограничение по времени.
- Предложите ученикам проанализировать конкретную ситуацию, пригласив гостя, который о ней расскажет от своего лица. Для более полного вхождения в ситуацию желательно использовать костюм. Задача ребят — расспросить героя о деталях проблемы. Предложить решение, которое устроит гостя.
Мы рассмотрели только некоторые варианты применения проблемного обучения на уроке. Какие из них вы уже использовали на своих уроках?