Сдать СРЕ я планировала последние пару лет. Хотелось обновить полученный в 2014 САЕ, да и просто попробовать свои силы. После 2-3 несобравшихся сессий, пришло подтверждение регистрации на июнь 2020. В это время я бороздила неизведанные океаны онлайн-преподавания и меньше всего думала об экзаменах и сертификатах. Но ничего не поделаешь — вооружившись маской, пошла сдавать.

Перед экзаменом я написала несколько эссе и по одной работе каждого из других жанров, потренировала формат speaking, прорешала все имеющиеся в доступе key word transformations — крайне их не люблю и делаю плохо. Сделала 5-6 practice tests — с сайта Кембриджа и из сборника Харрисона. В июле пришел результат — А, 220 баллов по шкале CEFR. “А” начинается как раз с 220, поэтому тот самый stroke of luck мне определенно достался. Самый высокий и максимальный балл, 230, получила за Use of English. Самый низкий, 209, — за Writing.

Что я об этом всем думаю?

  • Готовиться самому — это здорово, но нужен кто-то, кто будет читать твои тексты и слушать speaking. Я писала writing и, перечитав, не замечала в нем ничего вопиющего. А то и не перечитывала вовсе. Получилась такая подготовка для галочки. Думаю, с этим могли бы помочь опытные коллеги или преподаватели, чья ниша — это подготовка к экзаменам.
  • Несмотря на опыт преподавания и работы с экзаменами, критерии проверки writing для меня остаются туманными. А еще подозреваю, что моя привычка растекаться мыслью по древу сыграла со мной плохую шутку и баллы я потеряла за communicative achievement или content. Еще, конечно, всегда расстраивало то, что в случае с Кембриджскими экзаменами нельзя посмотреть работу после оглашения результатов или хотя бы прочитать детальный комментарий. 
  • И восприятие, и результаты значительно лучше, когда интересно. В любимейшей части Reading один из текстов, доставшихся мне, был про озера и рыбалку. Неудивительно, что все абзацы, которые нужно было вставить в текст, казались одинаковыми. Зато текст про раскраски для взрослых зашел на ура. Об этом же говорили мне многие студенты. Теперь я еще больше уверена, что разбор стратегий и прокачка reading и listening skills важнее, чем количество сделанных past papers.
  • Часть Use of English, как мне не впервые кажется, имеет тенденцию повторяться. Если пролистать несколько past papers или книг для подготовки, все чаще замечаешь одни и те же конструкции. 
  • Подход к Listening, когда сначала слушаешь не глядя в вопросы, а потом только читаешь и отвечаешь, реально работает. Главное — перебороть изначальное ‘Аааа, как это без вопросов, срочно на пересдачу!!’. Буду пробовать со студентами как минимум в процессе подготовки. 

И что же дальше?

Когда-то CPE казался мне вершиной вершин и конечной точкой пути. Сейчас понимаю, что конечной точки у этого пути, видимо, нет. Сертификат с любым баллом не гарантирует обещанной Кембриджем способности “ communicate with the fluency and sophistication of a highly competent English speaker”, а любые знания относительны. В моем личном плане действий на ближайшее время всего два пункта:

1. Speaking clubs

Сразу после экзамена я начала ходить на discussion club. Не то чтобы это было осознанным решением, просто так совпало. Попала к британскому преподавателю университета, у которого в анамнезе full Delta и опыт экзаменаторства IELTS. Мы встречаемся раз в неделю, в группе преимущественно учителя английского. Есть домашнее задание: читаем статьи, смотрим видео, слушаем TED talks. Приходишь подготовленный, не участвовать в беседе, отделавшись ‘I have never thought about it’ или ‘No idea’ не выйдет. На занятии — обмен мнениями, постоянная смена собеседников, возможность пообщаться непосредственно с ведущим. Акцент на лексику, произношение (о, эта connected speech!), беглость. Раз в неделю отправляешь запись своего ответа на один из предложенных вопросов. Получаешь детальнейший фидбек. Обидно, конечно, делать ошибки в словах ‘dog’ и ‘depend’ (не спрашивайте!), но кроме шуток, ценность такого фидбека огромная. 

Мне кажется, это отличная возможность продолжать работу над уровнем языка. Во-первых, мне очень часто не хватает времени на то, чтобы почитать или посмотреть что-то на английском для себя. В случае со speaking club это входит в привычку: словарный запас растет, постоянно узнаешь что-то новое. Во-вторых, фидбек от носителя позволяет заметить и проработать какие-то проблемы с произношением, почистить речь и прояснить все эти бесконечные “А так говорят?”. В общем, планирую продолжать.

2. Writing course

На английском в повседневной жизни я пишу две вещи: статьи для блога и сообщения в мессенджерах. Неудивительно, что этих двух жанров не хватило, чтобы впечатлить проверяющих. В ближайшее время планирую пройти курс по Academic writing и прокачать навык. Хочется глубже понимать критерии проверки для работы со студентами, а еще — быть уверенной, что пишу понятно, лаконично и грамотно. Писать придется еще много. Например, впереди ждет третий модуль Delta — это тот, где нужно написать большую работу в рамках выбранной специализации. 

Есть много отличных книг по письму, которые рекомендуют многие тьюторы и преподаватели. Я выбираю формат курса, чтобы не просто писать в папку на гугл диске и сверять написанное с образцами и критериями в книге, а получать регулярную обратную связь от того, кто будет читать мои работы.

А что еще?

Если academic writing для вас не в приоритете, а на дискуссионные клубы вы ходите и так, то после CPE можно сделать еще вот что:

  • Пройти курс по произношению. Сейчас довольно много как русскоязычных фонетистов, так и носителей языка, которые помогу разобраться с интонацией, потренировать minimal pairs и поставить тот самый звук, который не удается. 
  • Сдать IELTS. Это может быть интересно: формат экзамена отличается от привычных Кембриджских, а содержание текстов, особенно в IELTS Academic, может стать серьезным вызовом даже для тех, кто уже имеет сертификат CPE. 
  • Сфокусироваться на методике и преподавании. Кроме языковых экзаменов, можно сдать TKT, пройти CELTA, победить один а то и все три модуля Delta, или записаться на CELT-P или CELT-S. Переживать за уровень языка при таком раскладе не получится: придется неизбежно много читать и писать. 
  • Завести блог на английском. В последнее время все больше и больше коллег начинают вести потрясающе интересные блоги. Они делятся языковыми находками, рассказывают о своей подготовке к экзаменам, рекомендуют книги, спрашивают совета и получают его, шутят — и все это очень мотивирует.

В общем, вариантов масса. Они вселяют оптимизм и заставляют думать, что жизнь после CPE все-таки есть, а в ней есть место новым вызовам и достижениям.

А что из курсов и экзаменов сейчас в приоритете для вас?

Комментарии (4)
  • Фото аватара
    Татьяна

    Очень интересно! Буду благодарна за наводку на клуб и курс академического письма)

    10.11.2020
  • Фото аватара
    Inna

    Спасибо за статью! Очень интересно подробнее узнать про Speaking clubs. Вы можете поделиться именем вашего клуба?

    08.11.2020
    • Фото аватара
      Skyteach

      Спасибо за проявленный интерес. Speaking club нашла в Инстаграм у @english_yanelena.
      Курс по письму — Academic Writing Workshop – здесь.

      16.11.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×