Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к результатам учащихся, осваивающих основную образовательную программу. Трудности овладения большим объемом информации во время учебного процесса, понимание современной англоязычной культуры требуют стимулирования интереса учеников. Чтобы разобраться, как поддерживать интерес в рамках работы по ФГОС, разберемся с особенностями этого стандарта.
Главной особенностью ФГОС является деятельностный подход, во главе которого стоит развитие личности ученика. Стандарт отказывается от традиционных понятий “знания”, “умения” и “навыки”. Его формулировка говорит о реальных деятельностях, которыми должен овладеть учащийся к концу обучения, например, регулятивные и познавательные деятельности.
Итак, каким же способом достигается интерес к процессу обучения в стандарте ФГОС?
Учитель заражает учеников увлеченностью
Когда учитель интересно и увлекательно рассказывает, сам вдохновлен и погружён в свой предмет, это завлекает учеников. Здесь можно говорить об учителе, как о горящем факеле, который притягивает. Перед учителем стоит задача построить урок так, чтобы слабый ученик тянулся к уровню среднего, средний — к уровню сильного, а сильный стремился к совершенствованию. Учитель учитывают индивидуальные особенности каждого учащегося, на основе которых даются дифференцированные задания для достижения и пробуждения интереса к предмету.
На уроках английского языка для пробуждения интереса используется игра как элемент новизны и разнообразия упражнений, ролевые игры для пробуждения коммуникативного интереса. Этот элемент является ведущим в новом стандарте. Ролевая игра создает реальные и практические условия изучения иностранного языка.
Учитель убеждает учеников, в необходимости не только информации, но и навыков, которые помогут им в будущем
Возможно знание транскрипционных знаков и чтение транскрипции совсем не понадобится ученику в будущем, но вот те нейронные связи, которые возникают во время запоминания, кодирования и декодирования обязательно пригодятся.
Так как в рамках ФГОС важна практическая сторона изучения предмета, то на уроках многие задания стоит привязать к жизненным ситуациям, давать предложения, фразы в контексте определенной темы, чтобы дети в дальнейшем могли применять эти фразы в разговоре.
Учитель учит детей учиться
Деятельностный подход в обучении помогает учителю отойти на роль тьютора, помощника и наставника от роли “говорящей головы”. Учитель наставляет на то, как надо учиться, добывать знания и информацию самостоятельно. Когда ученик умеет учиться, ему становится легче и интереснее. В рамках ФГОС это осуществляется на основе формирования общеучебных действий: умение ставить цель, делать выбор, принимать решения и доводить их до исполнения, рефлексировать. Именно так формируется способность к самоизменению и саморазвитию.
Школьные предметы изучаются в связи между собой
Стандарт вводит понятие метапредметности (универсальные знания и способы, которые находятся «над» предметом), что означает изучение предмета не отдельно от других дисциплин, а совместно — один предмет пересекается в информационном потоке с другим, одни факты из истории тесно взаимодействуют с другими. На уроках английского языка мы реализуем межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией и информатикой. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику для всех сфер жизни, знакомятся с историей и культурой, традициями изучаемого языка. Вот пример межпредметной связи в УМК Spotlight для 6 класса.
Интерес и новый стандарт обучения неразрывно связаны между собой. Через деятельностный подход, связь с другими дисциплинами, инструменты для самостоятельного обучения, рекомендованными ФГОС, интерес к процессу и результату обучения у учащихся растет. Формат ФГОС вовлекает учащихся в процесс обучения и дает им творческую мыслительную свободу.