13.11.2020
1559
0

Как сделать занятия более «залипательными» с помощью психологии

Вот бы существовало заклинание, произнеся которое можно было обеспечить себе безоговорочное внимание и полную вовлеченность студента на занятии! Про заклинание пока не знаем, но поведенческая наука и психологические принципы вполне могут помочь в этом. Рассказываем, как сделать занятия более «залипательными», опираясь на открытия и исследования ученых.

Определите цель и напоминайте о прогрессе правильно

Мы сильнее вовлекаемся в процесс, когда видим, на какой его стадии находимся. У геймеров есть рейтинги и уровни. Любителям сериала говорят, что «осталось всего две серии до зубодробительного финала», Coursera и Duolingo показывают подсказки, на которых символически отражается учебный прогресс.

Создатели игр, сериалов и учебных курсов неспроста постоянно напоминают пользователям об их успехах. Так, исследования показали, что показ всплывающих «напоминалок» и push-уведомлений на учебных платформах увеличивает вовлеченность студентов на 18%.

Способ, который вы выберете, может быть любым: напоминания-«пендели» в мессенджерах или во внутреннем чате платформы, фразы типа «ты молодец, уже сделал Х, осталось У» во время урока или условный «индикатор загрузки темы» (аналогично индикатору загрузки страницы в виде частично закрашенной полоски и процента), прикрепленный к обоям за вашей спиной. Важен другой нюанс.

Акцент следует делать не на том, сколько уже позади, — а на том, сколько осталось:

  • тем до окончания курса,
  • дней до теста,
  • упражнений до полного изучения темы и т.д.

Исследования показали, что понимание «сколько еще м учиться» не просто повышает концентрацию внимания студентов, но даже доставляет им удовольствие. Еще в 1932 году ученый-бихевиорист Кларк Халл открыл так называемый «эффект градиента цели» (Goal Gradient Effect): по мере того, как люди приближаются к награде, они ускоряют свои действия, чтобы быстрее добраться до своей цели. Исследователи советуют помнить про этот эффект в любых ситуациях, когда людям (студентам, работникам) нужно выполнить большую задачу путем достижения маленьких целей.

Связывайте обязательствами

Принцип, сформулированный известным ученым и автором книг Робертом Чалдини, гласит: люди в высшей степени мотивированы быть и выглядеть последовательными. Проще говоря, наши студенты хотят, чтобы их действия соответствовали тому, во что они уже вложили свои силы.

Чтобы применить этот принцип к обучению английскому, мягко вынудите (это еще можно сформулировать как «вдохновите») студентов давать легкие, почти ничего не требующие обязательства по отношению к занятиям и к вам. Ритуал в начале урока в духе «клянусь очень и очень стараться» выглядит забавно, но вполне способен заставить человека стараться вдвое больше, чем он привык или изначально собирался. 

Используйте мягкие «толчки»  

Таким условным термином (nudge) ученые определяют любые способы «подергать» студента, чтобы он совершил желаемое действие в моменты, критические для достижения цели. Ваши толчки и «подергивания», даже с риском вызвать раздражение, вполне способны помочь студенту делать правильный выбор, когда соблазн сдаться велик.

Например, исследование, проведенное Копенгагенской школой бизнеса, показало, что отправка электронных писем, содержание которых подталкивает продолжить онлайн-обучение, в 1,5 раза увеличивает просмотры учебных видео.

Есть нюанс: для разных студентов работают разные толчки. Еще одно исследование выявило, что плохо успевающих или не очень прилежных студентов лучше вовлекают негативно заряженные послания, например: «Если не посмотрите это видео — потеряете 10% от итоговой оценки». А старательных, мотивированных студентов подталкивают положительно окрашенные послания, например: «Если вы прослушаете эту лекцию, то заработаете +3 очка к своей итоговой оценке».

В общем, будьте как Duolingo (как известно, рекордсмен по всплывающим уведомлениям) — используйте любой повод или его отсутствие, чтобы напомнить про предстоящий урок, подтолкнуть к выполнению заданий или ускорить мыслительный процесс прямо во время занятия. Естественно, меру получится определить только с помощью экспериментов.

Позволяйте побеждать легко — но непредсказуемо

Плюс-минус все знают, что фанаты компьютерных игр сутками играют в них, а люди, зависимые от соцсетей, часами скроллят ленту потому, что получают быстрое дофаминовое вознаграждение за простые и понятные действия. Вот только не все знают, что:

  • дофамин чаще связан не с самим удовольствием, а с его предвкушением; проще говоря, радость не в получении микро-приза в игре или лайка под фотографией, а в том, как мы ожидаем наткнуться на микро-приз или выкладываем удачный снимок;
  • истинная «залипательность» игрового процесса или соцсетей возникает тогда, когда мы не можем быть полностью уверенными в том, что получим лут или лайк; кстати, на этот же принцип «прерывистого вознаграждения» опирается дрессировка собак в домашних условиях и диких животных в цирке.

Неэтично? Эффективно и безобидно — если речь об уроках английского. Обещаете милую и приятную «плюшку» в начале занятия (можно честно раскрыть ее суть) — награждаете ею в момент, когда студент заслужил, — и еще награждаете чем-то другим в момент, когда студент этого не ожидает.

***

Другие психологические принципы и эффекты, которые работают на вовлечение:

  • привычка к собирательству — еще с первобытных времен человек обожает коллекционировать и накапливать, даже если у предметов из коллекции нет практической пользы, или они не имеют отношения к другой, более важной цели;
  • заразительность позитивного отношения — в том числе если это страсть к английскому языку;
  • принцип взаимности (по Чалдини) — люди чувствуют себя обязанными, если им оказывают услугу / дарят подарки / делают одолжения или даже просто верят в них (озвучивая эту веру);
  • «люди для людей» — человек в среднем в 2 раза внимательнее изучает любую информацию (например, учебный материал), если она сопровождается изображениями людей;
  • FOMO — страх упустить или не успеть что-то важное (с этим нужно быть аккуратным, потому что использование фомо — это открытая психологическая манипуляция, которая может вызвать обратную реакцию вплоть до протеста или уныния).
  • эффект Зейгарник — непреодолимое желание закончить начатое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×