Каждый преподаватель сталкивался со студентами, которым тяжело дается аудирование. Причин для этого множество: недостаточный словарный запас ученика или желание во что бы то ни стало понять каждое слово, особенности беглой слитной речи. Как мы помогаем студентам с аудированием? Делюсь опытом.

«Остановите! Непонятно!»

У многих студентов есть своего рода психологический барьер, который мешает им выполнять задания на аудирование, да и в целом воспринимать речь на слух. Им кажется, что для успешного выполнения задания нужно понять каждое слово. Такие студенты никогда не справляются без скрипта и не понимают, зачем нужен listening for gist.

Почитайте по теме: Listening decoding skills: как научить понимать английский на слух

Как помочь? Попробуйте изменить формат заданий. Например:

  1. Попросите студента прослушать запись без вопросов. Да, вообще ни одного. Когда трек закончится, предложите поделиться услышанным в свободной форме. Такое задание убирает стресс от возможных неправильных ответов и помогает студентам сфокусироваться на общем смысле, а не на том, чего ждет от них учитель.
  2. Еще один вариант – попросить студента прослушать запись и набросать ключевые слова. Затем запись слушается снова, чтобы добавить к уже записанным словам детали или коллокации. После 2-3 прослушиваний студент наверняка сможет передать смысл, опираясь на свои записи.

Оба этих задания могут выполняться как отдельные задания, либо как listening for gist перед listening for detail из учебника. Как правило, ученики очень удивляются, когда видят вопросы и понимают, что уже знают ответы на некоторые из них.

«Что за ерунду он сказал? Нет такого слова!»

Даже у студентов высоких уровней есть вероятность непонимания, что именно говорит спикер. Беглая речь, в которой звуки сливаются и изменяются, а то и вообще пропадают, усложняет задачу. Часто студенты не слышат разницу между ship и sheep, потому что в их родном языке звук не является смыслоразличительным, и не понимают, что /wʊdəvdʌn/ – это привычное им /wʊd hæv dʌn/.

Почитайте подробнее в статье Почему ученики не понимают английскую речь на слух

Как помочь? Обращать внимание на фонетику и особенности слитной речи. Путь долгий, но единственно эффективный. В этом могут помочь пособия, специально разработанные для проработки таких проблем:

  1. ‘Timesaver Pronunciation Activities’ by Bill Bowler
  2. ‘Tree or Three’ и ‘Ship or Sheep’ by Ann Baker для уровней Elementary и Intermediate соответственно
  3. ‘Pronunciation Practice Activities’ by M. Hewings

В них можно найти упражнения на weak forms, linking sounds, contracted forms и прочие особенности слитной речи.

Одно из самых простых упражнений – попросить студентов посчитать слова во фразе. Преподаватель произносит что-то вроде ‘He’s talking to a friend in the garden’ или ‘They must have gone to the party with him’, в зависимости от фокуса занятия. Студенты считают слова во фразе. Удивительно, но варианты ответов в группе могут быть самыми разными. А еще можно предложить расшифровать вот такие задачки:

Помогаем студентам с аудированием

или прочитать несколько выражений по транскрипции из правой колонки и попросить учеников записать то, что они услышат:

Помогаем студентам с аудированием
(Penny Ur, ‘Teaching Listening Comprehension’, CUP, 1984)

«А что еще послушать?»

На этот вопрос студента очень велик соблазн ответить: «Послушайте BBC! Или подкасты про то, что нравится, только на английском!» Обычно это заканчивается ничем. Слушать BBC тяжеловато и не всегда интересно даже на высоких уровнях, а многие подкасты слишком длинные.

Предложите ученикам сериалы. Мы рекомендуем: Сериалы на английском для лета: мой личный топ-5

Как добавить тематического аудирования в урок и что дать на дом?

Без BBC мы все же не обойдемся. Короткие подкасты ‘6 Minute English’ и ‘6 Minute Vocabulary’ записаны на самые разные темы, идут в комплекте со скриптом и вполне по силам студентам даже не очень высоких уровней.

Если ищете дополнительные задания для урока, на помощь придет ‘Listening Extra’ by Miles Craven. Задания там разбиты по темам и у каждого есть listening focus, что очень удобно, если нужно потренировать определенный навык.

Если же студент требует максимальное количество аудирования на занятиях, можно попробовать взять с ним учебник из серии ‘Just Listening and Speaking’. В нем очень много аудирования, направленного на развитие всех навыков: listening for gist, detail, specific information, comprehension и т.д. Задания на говорение основаны на прослушанном, юниты разбиты по темам, так же как и в обычных учебниках. ‘Just Listening and Speaking’ можно использовать и в качестве дополнения к основному учебнику.

Работа над listening skills – не самая простая, но с ней определенно можно справиться, применяя комплексные меры. Если хотите более детально разобраться, почему аудирование так сложно для студентов и какие еще activities могут прийти на помощь преподавателю, загляните в ‘Teaching Listening Comprehension’ by Penny Ur. Или дайте знать в комментариях, если нужен обзор и подборка самых интересных заданий.

Любопытные факты по теме: Как мы учим иностранные языки? Пять фактов о том, как мозг нам помогает (или мешает)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×