Адаптивное обучение: возможности классно-урочной системы

25.11.2020

Ученики бывают разные. Одному учёба даётся легко, а другой зубрит, но не может запомнить элементарное. Учителю некогда отчаиваться: дети чувствуют слабость и непрофессионализм, поэтому необходимо искать лазейки даже в классно-урочной системе. Отличным выходом из положения может стать адаптивное обучение, которое позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Оно позволяет удержать интерес и повысить эффективность занятий. 

Это относительно новая методика преподавания, описанная А.С. Границкой. 

По ее классификации урок подразумевает 3 основных вида деятельности:

1) фронтальное объяснение учителем нового материала;

2) самостоятельная работа учащихся;

3) работа учителя индивидуально с каждым учеником. 

Порядок этих пунктов может быть различным. Во время самостоятельной работы учащихся учитель может осуществлять индивидуальный подход, корректируя выполнение задания или дополнительно объясняя материал одному или нескольким ученикам. 

Предполагается, что в среднем на объяснение нового материала учитель тратит 5-10 минут. Остальное время, 35-40 минут, уходит на самостоятельную работу детей. Самостоятельно это не всегда индивидуально, это может быть и в парах, и группах.

Учащиеся выполняют задания:

— совместно с учителем;

— под руководством учителя;

— с помощью одноклассника;
— самостоятельно. 

Самостоятельная работа подразумевает как выполнение задания, так и самостоятельный поиск информации. Ключевой принцип “преодоление трудностей”.

Работа в парах или малых группах позволяет смоделировать ситуацию и выстроить наиболее реалистичный диалог. Творческие задания активизируют познавательные процессы, дети учатся реагировать на определенную языковую ситуацию, учатся друг у друга. К тому же работа в парах гораздо больше эмоционально окрашена, нежели монолог ученика у доски. Таким образом, дети гораздо проще запоминают обороты речи и языковые нюансы.  

Работа в группах может проходить вариативно:

— В статистической паре (ученики, сидящие за одной партой) работа ведётся в режиме «взаимопроверка» и «взаимоконтроль». Например, каждый ученик самостоятельно выполняет задание: прочитать, написать транскрипцию, вставить пропущенные буквы и т.д., после чего представляет “на суд” своему партнеру.

— В динамической паре (до 4 человек) ребята работают коллективно или периодически меняя партнёра. Тут подойдут более объёмные задания: составить текст, прочитать по ролям, выписать слова по определённому признаку и т.д.

— В вариационной паре (также до 4 человек) ребята получают несколько заданий и в процессе работы обмениваются материалами. 

Дети всех возрастов с удовольствием выполняют творческие задания, например:

— продолжи предложение (мысль или рассказ);

— составь алгоритм, сформулируй правило:

— сформулируй вопросы к тексту;

— возьми интервью у соседа по парте, можно разыграть роли, представив, что сосед — известная личность в Британии, королева Елизавета, например, или музыкант, писатель и актёр Хью Лори;

— составь текст рекламного объявления;

— напиши рецепт приготовления винегрета, если тема урока — «Овощи», или фруктового салата к теме «Фрукты»;

— исправь ошибки в написании слов;

— придумай 7 желаний, которые может исполнить цветик-семицветик, выросший в Британии;

— закрепить лексику, касающуюся описания внешности человека, можно с помощью игры «Угадай, кто?», когда команда составляет описательный портрет одного из членов команды соперников. По тому же принципу проводится игра «Угадай предмет».  

Индивидуальные задания ученики получают в устной форме или на карточках. Конечно, задания могут быть написаны и на доске. Чтобы ученики стремились преодолевать трудности и повышать уровень знаний, необходимо предлагать задания различной сложности: на отметку «3», «4» и «5». Пусть у ученика будет право выбора: выполнить необходимый минимум или повысить свой результат. Как правило, даже слабые дети не ограничиваются тройкой, если знают, что у них есть достаточно времени на выполнение задания. Если ученик выбрал сложное для себя задание и не сделал вовремя, добавьте ему ещё время, поддержите похвалой или дайте небольшую подсказку. Так он не потеряет веру в себя, и в следующий раз тоже решится взять сложную карточку. Постепенно будут расти его знания и получаемые баллы.

Задания на карточках могут варьироваться в рамках изучаемой темы или быть рассчитаны на повторение изученного материала. Меняйте набор заданий еженедельно или каждый день. 

Нельзя перейти на модель адаптивного обучения одномоментно. Необходимо время для того, чтобы приучить учеников к самостоятельному выполнению заданий. Младшие школьники и ученики 5 классов очень внимательно относятся к оформлению записи: сколько клеточек или линеек отступить, выделять карандашом или ручкой, как записать и так далее. Учителю, чтобы избежать подобных организационных вопросов, нужно отнестись очень внимательно к формулировке заданий и четко обозначить требования к выполнению. 

Учитель должен постоянно наблюдать за поведением учеников: кто выполняет быстро и сам, кому постоянно нужна поддержка или просто внимание. При работе в паре нужно следить, кто из учеников, оценивая своего партнёра, проявляет излишнюю строгость или снисходительность, кто боится принимать решение, кто не умеет выслушать одноклассника. Некоторые, наоборот, в групповой работе очень пассивны и отмалчиваются. Учитель должен уметь замечать такие вещи и вовремя корректировать.   

Как же оценивать такую работу?

Самопроверка.

Ученики оценивают себя сами по критериям, которые подсказал учитель. Критерии оценки могут быть записаны на доске, если они общие, даны в устной форме или прописаны в задании.  

Взаимопроверка.

Ученики оценивают друг друга при работе в парах или малых группах.

Проверка с привлечением помощников. 

Ученики, чьи работы проверил учитель, становятся его “помощниками”. Таким образом число помощников растёт, и сокращается время проверки. 

Для осуществления индивидуальной работы с ребёнком, учитель может посадить его рядом с собой или присесть к нему за парту. Последнее, безусловно, комфортнее для ученика. Технология адаптивного обучения предполагает, что замечания будут высказаны ребёнку лично в тактичной форме полушёпотом, чтобы не акцентировать на этом внимание других учащихся. Ученик будет учиться на своих ошибках, повышая свой личный уровень знаний, умений и навыков. 

Учителю стоит стремиться к равноценному распределению времени работы с учениками, чтобы никто не был обделен вниманием, и дети чувствовали себя на равных. Благодаря регулярному индивидуальному общению с учениками, учитель узнает их особенности и сможет выработать тактику взаимодействия с каждым.

Традиционная форма ведения урока позволяет ученику надеяться на то, что его “не спросят”, он сможет просто бездумно списывать с доски или у соседа, а также «отсиживаться» на уроке. 

Адаптивная система обучения помогает преодолевать конформистскую позицию ученика, заставляет его преодолевать трудности, «брать новые планки». Детям понятны критерии оценивания, поэтому не возникает вопроса: «Почему мне три?» 

Переход на адаптивную систему обучения потребует от учителя больших затрат:

  • необходимо продумать подачу материала, чтобы он был максимально структурирован, чтобы на его основе ученики могли действовать самостоятельно; 
  • для каждого типа задания разработать инструкцию с критериями оценки;
  • спланировать образовательный маршрут каждого ученика (конечно, в процессе работы он будет неоднократно корректироваться).

Но в дальнейшем у учителя сократится время на проверку заданий и отпадет необходимость оставаться с учениками во внеурочное время, ведь индивидуальная работа была проведена на уроке. 

Мы учимся всю жизнь, поэтому главной задачей школы должно быть формирование умения учиться, добывать знания. Технология адаптивного обучения позволяет это сделать. В ситуации, когда дети из-за пандемии коронавируса могут в любой момент перейти на дистанционное обучение, формирование навыка самостоятельной работы наиболее актуально.  

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×