В обществе остро стоит вопрос подросткового буллинга, предубеждений и нетерпимости на почве национальных, религиозных и социальных отличий. Разрешить эту проблему поможет развитая подростковая эмпатия, поэтому прививать эмпатию подросткам — важная задача каждого педагога.

Почитайте по теме: Как реагировать на буллинг в школе?

Определение эмпатии

Это умение принимать и разделять чувства других людей, сопереживать им и понимать причины их поведения. Эмпатия обладает силой влиять на жизнь как отдельно взятого человека, так и на общество в целом.

В современной психологии разделяют два основных аспекта эмпатии: аффективный и когнитивный. В случае аффективной эмпатии подростки учатся искренне разделять и переживать эмоции других людей: например, радость за одноклассников и друзей, которые добились каких-то успехов.

Когнитивная эмпатия — это навык понимания чувств других людей, при котором мы условно примеряем на себя жизнь другого человека, чтобы понять его поведение и поступки. В обоих случаях результатом становится понимание линии поведения другого человека и умение выстраивать причинно-следственные связи.

Как обучать эмпатии на уроках английского

Процесс изучения языка — это не только лингвистические занятия, но и развитие навыков общения, критического мышления, формирование собственного мнения на разные темы. В преподавании есть несколько действенных способов воспитания в своих учениках эмпатии:

  1. идентификация и моделирование эмоций.
  2. самоопределение и принятие себя.
  3. визуализация.
  4. креативное мышление.

Идентификация и моделирование эмоций

Во время урока можно смоделировать несколько самых распространенных эмоций человека: гнев, ярость, обиду, счастье, обеспокоенность, горе. Для младших классов урок можно составить по словарю на тему эмоций: следует убедиться, что дети способны их отличать, умеют их чувствовать и могут рассказать ситуации, в которых их проживали.

Для этого необходимо задавать вопросы, побуждающие к подробному ответу:

  1. Have you ever felt this emotion?
  2. What happened?
  3. Why did you feel that?
  4. Who helped you?
  5. How?
  6. What do you feel now, telling about this?

В старших классах занятие можно построить на примере психологического теста по типу «язык тела». Разбейте студентов на пары или группы и задайте ситуации, которые игроки должны показать одногруппникам через демонстрацию эмоций. Группа старается распознать эмоции и угадать ситуацию на английском.

Благодаря этому упражнению, задействуются сразу несколько навыков английского языка – коммуникация, восприятие на слух, словарь. Эти упражнения направлены на развитие когнитивной эмпатии.

Самоопределение и принятие себя

В старших классах ученики способны поделиться не только своими чувствами, но и собственным опытом и выводами. Так формируется личное мнение, которое важно научиться правильно выражать.

Полезно обсуждать темы, связанные со взаимоотношениями людей:

  1. Generation Gap.
  2. Friends’ break-up.
  3. Sellout.

Эти темы затрагивают глубокие чувства учеников: в процессе обсуждения нужно побуждать студентов делиться своими эмоциями и мыслями в отношении того, какие сложности, страхи или беспокойства вызывают в них болезненные отношения с друзьями, недопонимания с родителями, предательства близких людей.

Этот метод направлен на развитие аффективной эмпатии и прекрасно подходит для групповых занятий: дети учатся не только говорить о своих эмоциях, но и выслушивать своих одноклассников, сопереживать им и относиться с уважением к их чувствам.

Визуализация и критическое мышление

Для визуализации и развития критического мышления прекрасно подходит изучение литературы на иностранном языке. При чтении рассказов или книг побуждайте детей ставить себя на место главного героя, представлять его чувства, эмоции, страхи. Чтобы развить интерес учеников к изучаемому объекту, внедряйте в занятия написание эссе или собственных рассказов.

Для работы с группами на критическое мышление, можно использовать следующий принцип дискуссии: разделите класс на 2-3 небольшие группы и разыграйте ситуацию. Ее можно взять из литературы школьной программы или придумать самостоятельно. Идея заключается в том, что главный герой истории совершает поступок, который может быть осужден обществом. Задача студентов — объяснить или оправдать поступок вымышленного персонажа, учитывая весь контекст его истории, либо предложить альтернативу его действиям. Учителю следует направлять дискуссию вопросами.

Почитайте по теме: Что такое «Дилемма Хайнца» и чем она полезна учителям

Разберем упражнение на примере персонажа из известного романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». С каждым гнусным или аморальным поступком главного героя, стареет его портрет. Как сказал сам Уайльд о своем герое: «В чем состоят грехи Дориана не знает никто. Каждый видит в нем собственные грехи». Каждая из групп должна будет обвинить, объяснить и попытаться оправдать поступки Дориана Грея.

Чтобы помочь студентам, можно задавать вопросы на размышление, например:

  1. In what way do you think a difficult childhood could be the reason for his vile deeds?
  2. What did Dorian feel when he talked to Sibil last time?
  3. Did he feel guilty about the girl’s suicide? Why? Why not?
  4. Can we say that he wasn’t sympathetic? Why? Why not?

Подобное упражнение направлено на развитие когнитивной эмпатии — это побуждает студентов попытаться понять другого человека, его поступки и чувства, а также научиться видеть в людях эмпатию или ее отсутствие.

О чем следует помнить учителю

В подростковом возрасте формируется психика человека: именно на этом этапе развития закладываются основные линии поведения. Преподавателю стоит поддерживать добрую и открытую атмосферу на уроке, где каждый имеет право на собственное мнение.

Это поможет избежать бурных споров и не допустить возникновения неконтролируемой агрессии. Основная задача преподавателя — не только научить детей понимать и выражать свои чувства, но и с уважением относиться к чувствам и мнению других людей. Следуя этим советам, уроки английского языка с вами дети будут ждать с нетерпением.

Комментарии (4)
  • Фото аватара
    Снежанна

    Благодарю за отличную статью. Очень полезный материал! Эмпатия среди подростков сейчас — актуальная тема. Обязательно воспользуюсь подсказками автора на уроках! ?

    18.12.2020
    • Фото аватара
      Skyteach

      Очень рады слышать, спасибо!)

      18.12.2020
  • Фото аватара
    Люси

    Спасибо огромное автору за такую чудесную статью! Очень сложно развивать эмпатию детям в последнее время, такие статьи актуальны как никогда!

    02.12.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×