13.12.2020
1114
0

Дисциплина на онлайн-уроках: основные проблемные моменты

Одним из самых актуальных вопросов для преподавателей, и особенно для работающих дистанционно, остается дисциплина на онлайн-уроках. Как поддерживать ее? Давайте обсудим в нашем материале, рассмотрев основные проблемные моменты.

Опоздания 

Зачастую онлайн преподаватели сталкиваются с опозданиями. Казалось бы, ученик занимается из дома, ему не нужно никуда ехать, но порой опоздания становятся нормой. Для того чтобы научить дисциплине учеников, преподавателю нужно быть дисциплинированным самому. Для начала, никогда не опаздывайте, отправляйте ученику ссылку на урок заранее, хотя бы за пять минут. Во-вторых, не приучайте учеников к тому, что если они опаздывают, вы проводите все положенные 50 (или 45/60) минут. Проводите столько, сколько осталось по часам. Ученик будет понимать, что из-за опозданий он упускает что-то важное и недополучает знания.

Невнимательность

Часто преподаватели говорят о том, что им тяжело удержать внимание учеников, находясь по ту сторону экрана. На самом деле, в офлайн классе это сделать нисколько не проще. Просто на онлайн уроке непривычнее: вы не можете подойти к ученику поближе или обвести класс взглядом.

Как заметить, что ученик отвлекся? Его взгляд направлен вниз (возможно, студент рисует в блокноте или посматривает в телефон), постоянно просит повторить то, что вы только что сказали, на его лицо отсвечивает цвет отличный от цвета вашей презентации (особенно вечером легко заметить, если студент отвлекается на другие программы в компьютере). Все это свидетельствуют о том, что ученик витает в облаках и не концентрируется на происходящем.

При проведении урока в дистанционном формате нужно знать несколько фишек для того, чтобы студенты не отвлекались:

— Задания-энерджайзеры. Если говорить коротко, то это активности, которые способны «оживить» скучающих учеников, причем как взрослых, так и детей. С детьми замечательно использовать пальчиковые игры, которые, в отличие от классических физкультминуток, легко провести в онлайне. Со взрослыми можно провести «музыкальную паузу»: вы делитесь звуком компьютера, а студент угадывает мелодию (в идеале, свяжите ее с темой урока); 

— «Плюшки» — бонусы, которые полагаются старательным ученикам, в том числе и за дисциплинированность. В онлайне это digital «плюшки», например, стикеры (создать их можно с помощью сервиса Bitmoji, подробнее об этом сервисе читайте в нашей статье) или возможность получить необычное домашнее задание. Для ученика это интересная мотивация: он сосредоточен на уроке и не отвлекается, скажем, на социальные сети, а вместо классического домашнего задания получает то, которое нужно выполнить с помощью его любимых социальных сетей. Мои студенты любят писать твиты, снимать stories для Instagram* и видео для YouTube, делать коллажи и комиксы. 

— Интонация играет особую роль в онлайне. Преподавателю стоит научиться управлять своим голосом и «вооружиться» рядом приемчиков (в моем случае здорово работает с детьми фраза «hands up». Произнеся тихо фразу, я сразу понимаю, кто внимателен и слушает меня).

— Контент, который вы демонстрируете на экране, тоже немаловажен. Постарайтесь, чтобы слайды были яркими и привлекли внимание даже самых рассеянных учеников.

Незаинтересованность

Для того, чтобы «приковать» взгляды студентов к экрану и настроить их мозг на восприятие информации, нужно вовлечь их в процесс. Классический вариант университетской лекции не подойдет, нужен интерактив. Делитесь экраном, организовывайте брейкауты, не оставляйте ученикам возможности заскучать.

Подробнее вы можете прочитать в материале нашего блога «Лучшие функции Zoom для вовлечения студентов».

Трудности с организационными моментами

Во время онлайн занятия необходимо следить за своевременным включением/выключением микрофонов участников. Разговоры домочадцев, звонки телефонов на заднем фоне крайне нежелательны, так как отвлекают участников от образовательного процесса. Что со своей стороны может сделать учитель? Проговорить «правила игры» на старте. Этот прием активно практикуется в разговорных клубах Skyeng: перед началом каждого урока ведущий выводит на экран слайд с правилами, а также проговаривает их.

Дисциплина на онлайн-уроках

Когда вы преподаете в групповом формате, не забывайте напоминать студентам о необходимости быть вежливыми, в частности, не перебивать друг друга. Если вы заметили, что участник регулярно это правило нарушает, напишите ему в чат предупреждение.

Необходимость использования гарнитуры стоит проговорить еще на первом уроке. В таком случае, вероятнее, проблем не возникнет. Но если по каким-либо причинам проблема с лишним шумом имеется, не стесняйтесь открыто сказать об этом ученику. В начале моей практики я боялась говорить о дискомфорте и в конце рабочего дня у меня очень болели уши. Так делать не стоит.

Разумеется, что права на демонстрацию экрана должны быть только у вас и у помощника, если такой имеется. Внимательно проверяйте настройки. К сожалению, я лично сталкивалась с неприятной ситуацией, когда во время моего вебинара для преподавателей неизвестный пользователь начал демонстрацию своего экрана с неприемлемым контентом. Это очень смазало впечатление участников и даже сломило меня психологически. Проблема была в том, что я поделилась ссылкой с идентификатором конференции в одном из пабликов в ВКонтакте. Тогда я поняла, что с непроверенными людьми полными ссылками делиться не стоит.

*Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×