26.01.2021
1445
0

7 эмоций преподавателя, который уходит из профессии

Вы приходите в профессию с горящими глазами и желанием изменить мир к лучшему, помогать ученикам исполнять их мечты. Но иногда приходит разочарование, а с ним — решение уйти. Не в деревню на саббатикал — но в программисты и насовсем.

Уход тем тяжелее, чем сильнее вы себя отождествляете со своей работой: вы словно разрываетесь на части, и каждая болит. Путаница мыслей и эмоций, которая может возникнуть в связи со сложным решением, нормальна.

Не пытаясь переубедить или отговорить, расскажем об эмоциональных стадиях, которые предстоит пройти преподавателю английского, который уходит из профессии. Осознание, что они неизбежны, поможет вам легче пережить этот непростой период. 

Сразу оговоримся, что каждый преподавательский опыт уникален,и причины ухода из профессии у всех свои. Психологическая нагрузка зависит от того, что именно «выталкивает» вас и что «притягивает». Если вас до мурашек будоражат новые задачи, а в преподавании вы зарабатывали меньше, чем необходимо для комфортной жизни, — часть эмоциональных этапов вы просто не заметите. Если же ситуация болезненна для вас, помните о конечной цели — более сбалансированной и счастливой жизни, в которой вы можете открыть в себе новые черты и продолжите расти.

1. Наивность

Вы работаете так усердно, что не замечаете, как накапливается усталость. Нагрузка непрерывно растет, и, сталкиваясь с новой задачей, вы не задумываетесь, нужна ли она вам, а пытаетесь сделать время чуть более резиновым, а себя — гораздо более всемогущими. Накапливаться может и разочарование, не связанное с профессиональными обязанностями. Но некоторые дни складываются так замечательно, что мелкие, как кажется, неприятности забываются. Вот только бесконечно так продолжаться не может.

Как вы узнаете, что переживаете этот этап? Да никак! Пока «всё нормально». Могут появиться первые симптомы выгорания, и лишь оглядываясь назад, вы понимаете, что вот он — тот момент, когда всё началось.

Что делать на этапе наивности? Прислушайтесь к друзьям из других профессий, когда те говорят «ты слишком много работаешь» или «я беспокоюсь за тебя». Со стороны действительно виднее.

2. Пробуждение

Поводов для пробуждения может быть два.

  • Происходит какой-то кризис, например, обостряется хроническое заболевание. Этот кризис подчеркивает вашу неспособность справляться с чрезмерной нагрузкой, ухудшающееся физическое или эмоциональное состояние. В этот момент вы сами на себя не похожи и ощущаете, что с вас хватит.
  • Накапливается неуверенность, недовольство собой, ситуацией, учениками, коллегами, руководителями, жизнью. Снижается самооценка, ухудшается сон, появляется ощущение «так дальше нельзя».

Что делать на этапе пробуждения? Проще ответить, что лучше не делать. Многие пытаются заглушить беспокойство, заставить замолчать внутреннего и внешних критиков — работая еще усерднее, повышая продуктивность и требования к себе. Но лишь признание того, что вы не справляетесь, или что в нынешнем виде работа чем-то вас не устраивает, — помогает избежать этапа №3.

3. Уход в себя

Технически уйти с работы преподавателя недолго. На практике отрицательные эмоции, связанные с увольнением, могут долго отравлять жизнь. И поначалу это не страх перед будущим или неуверенность в сделанном выборе, а потеря себя. Если профессия была частью не только вашей повседневной жизни, но и вас как личности, то вы словно перестаёте понимать, кто вы теперь.

В этот период обычно хочется сбежать от мира, спрятаться в своей раковине. Многие отрезают себя не только от прежней работы, но и от друзей, которые на ней были, забрасывают хобби и спорт, избегают разговоров о своем состоянии с близкими людьми.

Как вы узнаете, что переживаете этот этап? Вы словно теряете вкус к жизни, а ежедневные дела и задачи выполняет некая оболочка, биоробот, который ничего не чувствует, которому безразличны окружающие, у которого нет собственных мыслей и желаний.

Что делать на этапе ухода? Напоминайте себе почаще, что ваше состояние нормально и временно, а «где-то там» есть жизнь и задачи, которые в радость. Уговаривайте (если нужно — заставляйте) себя общаться с людьми, которым вы не безразличны. Постепенно их забота пробьется сквозь вашу «пустую оболочку» и наполнит ее новыми впечатлениями, желанием действовать себе во благо. 

4. Осознание

Вы начинаете размышлять о причинах происшедшего. Отвечаете себе на вопросы: что и в какой момент пошло не так, в чем ваша вина (если есть), а где повлияли обстоятельства. Осознаёте, что ситуация причиняет вам боль, что вам горько прощаться с делом, которому вы хотели когда-то посвятить жизнь.

Если будете избегать проговаривания эмоций и рефлексии — вопросы, которые останутся без ответа, могут «догнать» вас уже на новом месте работы и в новой профессии.

Как вы узнаете, что переживаете этот этап? Вы испытываете гнев, ищете виноватых, — или чувствуете вину, что не оправдали чьих-то или собственных ожиданий.

Что делать на этапе принятия? Работа преподавателя — действительно сложная, требует эмоциональных ресурсов, серьезной подготовки, постоянного самообучения, и не всегда удается дозировать нагрузки. Анализируя свой опыт, избегайте крайностей и субъективных оценок. Как минимум, перестаньте навязывать себе недостижимые стандарты, завышенные требования, сравнивать с себя некими «идеалами», о которых вы знаете лишь понаслышке или из соцсетей.

5. Скорбь

Для многих преподавателей, которые увольняются с обидой на профессию или школу, становится неожиданностью, что через некоторое время они ощущают острую потерю. Действительно, с чего бы? Вам было плохо на прежней работе, вы приняли решение, берете на себя ответственность за него, но… Все равно невыносимо грустно и больно, психологи называют это состояние «эмоциональным похмельем».

Как вы узнаете, что переживаете этот этап? Вы скучаете по ученикам, их глупым вопросам и горящим глазам. Вам не хватает ощущения, что вы кому-то помогаете, нужны. Чувствуете, что оставили на прежней работе лучшую свою часть — самую благородную и доброжелательную.

Что делать на этапе скорби? Будьте терпеливы к себе: этот период просто нужно пережить. Да и жечь мосты полностью не обязательно: вы вправе поддерживать связь с теми учениками, которые радовали вас во время работы, с которыми было интересно общаться.

6. Принятие

Наконец возвращается оптимистичный взгляд на мир, вы снова наслаждаетесь жизнью почти не скучаете по ученикам и коллегам, получает удовольствие от новой работы и новых задач (если они уже появились) или готовы наилучшим образом себя «продать» новому работодателю.

Как вы узнаете, что переживаете этот этап? Вы начинаете активно планировать будущее, не испытывая страха и сомнений, с уверенностью в том, что все получится.

Что делать на этапе принятия? Теперь, когда вы чувствуете себя свободными от прошлого, потратьте некоторое время на переоценку того, чего хотите от своей жизни. Честно ответьте себе на вопрос, является ли новая работа, куда вы пришли после преподавания, временным прибежищем — или это дело, которым вы действительно хотите заниматься долгие годы.

7. Уверенность

Вы осознаете (возможно, даже на практике), что навыки, которые вы приобрели и развили во время преподавательской работы, приносят много пользы на новом месте или даже создают вам конкурентное преимущество.

Решение об уходе обретает смысл, и вы уже можете испытывать благодарность за то, что всё сложилось как сложилось. Желание менять мир к лучшему возрождается в новом деле: вы просто реализуете его иначе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×