Человеку свойственно тянуться к новым знаниям, но что делать, если мир огромен, в нем так много явлений и законов, а сил и энергии их постигать не так уж много? Чтобы не потерять концентрацию внимания и быть в тонусе мы сами придумываем себе развлечения. Например, наш мозг научился создавать и запоминать стихи и рифмовки. Ритм всегда органичен сердцебиению, а потому легко запоминается то, что ему подчинено. Не случайны колыбельные, считалки, загадки, потешки и поговорки, скороговорки. Дошкольники частенько и сами «пробуют» речь на вкус, рифмуя слова и фразы, а школьники и взрослые напевают понравившуюся песню по памяти. Как же использовать столь интересную особенность в обучении?
Отталкиваться необходимо от цели и задач урока. Чего мы хотим добиться? На данный вопрос могут быть разные варианты:
- закрепить новые слова;
- отработать грамматические конструкции;
- познакомить с определенным жанром стихотворения (лимерик, хокку, свободный стих и т.д.);
- научить детей определять те или иные стилистические средства — “нам смешно от иронии или каламбура, а задумываемся мы, так как автор подвел нас к этому риторическим вопросом”;
- подготовиться к празднику;
- сделать проект с учащимися
- потренировать их навыки чтения и письма: познакомиться с автором и произведением, проанализировать, почитать, попытаться создать нечто похожее.
Выбрав правильный курс, приступаем к планированию.
В качестве примера возьмем «проблемное» время для некоторых учеников — Present Perfect. Помочь в его постижении и тренировке может “старая добрая” песня “We Are the Champions” группы “Queen”.
Преподаватель заранее готовит карточки по тексту песни:
Card game
Ученики на занятии ищут рифмы, догадываются о значении фраз, составляют свои рифмованные предложения.
Например:
I`ve spent a lot of time
To correct mistakes
Now it is a pure crime
If I make the same.
Далее, дайте ученикам послушать песню.
Listening
После прослушивания они смогут ответить, совпали ли их ожидания и увиденный ими смысл.
Затем можно поработать напрямую с грамматикой.
Grammar
Ребята выделяют грамматические конструкции в тексте песни, размышляют: Что означает видо-временная форма Present Perfect? Когда оно используется?
Следующее задание — то, к чему мы подводили с самого начала.
Writing a poem
По шаблону дети попробуют сами написать стихотворение:
I have tried climbing,
Time after time,
And I have learnt a little.
And this sport`s really mine!
I have tried hiking,
Time after time,
But now I am busy
And have to say goodbye!
Проведите дискуссию — попросите ребят поразмышлять:
Что является стихотворением? (A written composition, often using rhythm, rhyme, metaphor, and other such artistic techniques to express an idea, feelings, or a story.)
Какие фигуры речи/приемы помогают создать образность? (epithets, metaphors, pun, hyperbole)
Какими бывают рифмы? (end rhymes, internal rhymes, eye rhymes, partial rhymes)
До сих пор речь шла о работе с учениками-подростками, однако и для дошкольников и младших школьников нет преград в создании собственных стихов!
Существуют занимательные карточки, например, “Fat Cat” Т.Б. Клементьевой издательства АЙРИС-Пресс. Правильно подобрав две карточки, ребенок составит цветную картинку (hot pot, red hen, pink ink, etc.). Авторы рекомендуют начинать с четырех-пяти карточек, из которых ребенок выберет две и прочтет получившиеся словосочетания. Далее необходимо усложнять задачу, добавляя все больше слов.
Познакомьте ребят с отдельными простыми поэтическими жанрами и адаптируйте их под тематику урока. Интересный вариант — синквейн. В нем 5 строк:
Первая строка — одно существительное, выражающее главную тему синквейна (Title, 1 word).
Вторая строка — два прилагательных, выражающих главную мысль (Description, 2 words) .
Третья строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы (Verbs with -ing ending).
Четвертая строка — фраза, несущая определенный смысл (Feeling , the phrase).
Пятая строка — заключение в форме существительного (Association with the title, 1 word).
Представим, ученик уровня “Starter” начинает тему “Pets”. Вот такой синквейн он сможет написать:
Dog
Brown and gray
Moving, barking, running
I love my dog
Friend
Не бойтесь привлекать учеников к стихосложению на уроке! Составление и анализ стихотворений возможны при любом уровне владения языком. Это принесет ученикам радость от результатов своего труда, откроет широкий круг дополнительных заданий для одновременной тренировки лексики и грамматики, реализации творческого потенциала, диагностики пробелов в знаниях.
Useful links:
https://www.poetry4kids.com/ — понятные определения key terms
https://www.education.com/ — разработки
https://www.rhymezone.com/ — онлайн словарь для подбора рифм
Make poems, not war, my friends!
А вы знали, что в Skyteach School есть курс Обучение детей английскому: С чего начать? Этот курс – подготовка к захватывающему и ответственному шагу: началу работы с детьми.
Пройдя его, вы узнаете:
- Как правильно играть в игры
- Как устанавливать контакт с родителями
- Как строить урок в зависимости от возраста ученика и его характера
Надежда Алексеева