Эффективность обучения обеспечивается вовлечением, геймификацией, высокой мотивацией, а также педагогическим дизайном. В цифровую эпоху учителя создают свои собственные учебные модули интерактивного обучения. Новаторские и современные способы разработки материалов открывают путь для повышения успеваемости учеников. В этой статье мы поговорим о педагогическом и современном дизайне учебных материалов для детей, разберем на чем он построен.

Что такое педагогический дизайн?

Педагогический дизайн (с англ. «instructional design») зародился в Америке в середине прошлого века. Кратко — это сбор информации и ее оформление в интересном и понятном виде. Так как с развитием онлайн-обучения появилось понятие смешанного обучения (с англ. «blended learning»), использующего различные форматы и носители информации, как правило, педагогический дизайн ассоциируют с дистанционным обучением. Но это не вполне корректно. На самом деле педагогический дизайн — создание образовательного процесса, который поможет студенту пройти обучение легко и продуктивно от начала до конца.

Когда преподавателю надоедает, что студенты скучают на его лекциях, он начинает перестраивать обучение. Преподаватель делает так, чтобы студентам было не только интересно, но и полезно. В таких случаях на помощь приходит человек, который умеет выстроить учебный процесс понятно и разработать учебные материалы для быстрого запоминания. Этот человек называется педагогический дизайнер.

Цели педагогического дизайна

Задачи педагогического дизайнера обширны, но самое главное — это понять каковы цели и проблемы курса; какие знания, умения, навыки должны освоить студенты; какие типы упражнений в курсе превалируют и т. п. Основы педагогического дизайна исходят из 8 принципов американского психолога, автора

книг по теории обучения и основателя педагогического дизайна, Роберта Ганье. Приведем некоторые из них, чтобы понять, на чем строится современный дизайн учебных материалов и каковы его цели, а также использовать их в практике подбора своих заданий для учащихся:

— привлечение внимания для гарантии восприятия материала;
— объяснение учащимся цели обучения: что ученик получит от обучения;
— стимуляция повторения предыдущего материала, необходимого для освоения нового;
— обеспечение учебного руководства;
— вовлеченность в процесс: учащиеся демонстрируют знания.

Подобную схему мы видим в модели каждого урока на этапах warm-up, lead-in и при изучении материала. Весь учебный процесс выстраивается по определенным моделям.

Модели педагогического дизайна

ADDIE

С ростом объема информации появляются новые подходы к обучению, ориентированные на интересы потребителей.

Модель ADDIE — это методология разработки учебных материалов для помощи в организации и оптимизации содержания учебного курса. ADDIE, разработанная в 1970-х годах, до сих пор остается наиболее часто используемой моделью учебного дизайна. Почему? Она проста и эффективна! ADDIE — это аббревиатура пяти стадий процесса разработки: анализ, проектирование, разработка, ввод в действие и оценка (Analysis, Design, Development, Implementation, and Evaluation). ADDIE полагается на то, что каждый этап выполняется в заданном порядке, но с акцентом на пошаговое повторение. Модель предлагает оптимизированный, сфокусированный подход, обеспечивающий обратную связь для постоянного улучшения. На каждой стадии существует ряд задач, которые педагогический дизайнер выполняет соответственно этим принципам.

ADDIE может помочь выстроить индивидуальную траекторию обучения с новым учеником. Опираясь на каждую стадию, легко составить четкий план будущего обучения.

Этапы работы

  1. Собрать максимум информации об ученике, его запросах, целях, задачах. Дать ответ на вопрос: «Зачем нужно обучение? Какой результат должен быть достигнут?».
  2. Подобрать материалы в соответствии с целью и предпочтениями ученика, продумать методику обучения (ориентируясь на ученика). Если ваш ученик не любит много читать, лучше добавить больше видео и аудио контента, также выводить ученика на разговор, обсуждать новые темы и ненавязчиво повторять предыдущие.
  3. Наполнять занятия по ходу развития процесса обучения. Чем больше вы узнаете про ученика, тем легче прикреплять новые материалы на старый каркас. Например: ученик любит обсуждать видеоконтент, потому что картинка помогает ему понять смысл аудио, навык аудирования достаточно слаб. Стоит попробовать постепенно вводить задания на аудирование с дополнением пропусков, отгадыванием основной идеи или описанием картинки после прослушивания аудиозаписи. Таким образом, цель понимания иностранного языка будет со временем достигнута.
  4. Контролировать процесс обучения и получать обратную связь.
  5. Задавать вопросы ученику о его личном мнении о процессе обучения. Считает ли он, что обучение обеспечивает нужные результаты.

Еще один из ярких примеров — модель SAM (Successive Approximation Model, Модель последовательного приближения). В отличие от пяти больших последовательных шагов ADDIE, модель последовательного приближения (SAM) представляет собой циклический процесс в три шага на этапах проектирования: анализ, дизайн и разработка.

Эту модель можно применять для разработки плана обучения с учениками, которые нацелены на быстрый результат. После сбора информации об учащемся, учитель создает прототип обучающего процесса, затем добавляет необходимые блоки. При проработке этих блоков, материал структурируется и нетрудно оценить результаты. Например, языковой экзамен имеет состоит из частей: Чтение, Аудирование, Грамматика, Письмо и Говорение. Сначала нужно определить с какими навыками ученик справляется лучше, что вызывает проблемы, потом продумать алгоритм выполнения каждого задания. Для экономии времени стоит мотивировать отработку простых для ученика частей, как домашнее задание. Каждую проблемную часть нужно проработать индивидуально на уроке.

SMART

Модель SMART (Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Timely) отражает свою суть в названии. SMART используется для помощи в постановке целей.

— Конкретный (Specific): четко определенный, ясный и недвусмысленный.
— Измеримый (Measurable): с конкретными критериями, которые измеряют прогресс в достижении цели.
— Достижимый (Attainable).
— Практический (Realistic): доступно, соответствует жизненной цели.
— Ограниченный во времени (Time-bound): с четко определенными сроками, включая дату начала и окончания.

Модель SMART включает в себя все эти критерии, чтобы помочь сосредоточить усилия и увеличить шансы на достижение цели учебного процесса. Например, цель вашего ученика понимать речь на слух, уровень Pre-Intermediate, ученик любит иностранные песни и не боится разговаривать. Время для выполнения цели: 3 месяца. Критерии: понимание речи со средним темпом и знакомыми словами, умение различать интонацию и ударение. Достижение цели: расширить словарный запас (возможно использование заданий на прослушивание песен и заполнение пропусков), прослушивание коротких диалогов (1-1,5 минута) на знакомые темы и повторение некоторых фраз за говорящими после прослушивания, восприятие одного диалога на разной скорости воспроизведения.

Эти масштабные модели может использовать каждый преподаватель в своей практике, выбирая нужные компоненты для построения индивидуального обучения, соответствующего целям ученика. Давайте ближе познакомимся с примерами качественно разработанных дизайнов учебных материалов, которые можно использовать для создания своего курса.

Современные проекты в сфере образования

Одной из крупнейших американских некоммерческих образовательных платформ с доступом к шести тысячам лекций, является Khan Academy. Этот проект может считаться революцией современного дизайна обучения. Организация выпускает короткие уроки в виде видео.

В 2018 году Khan Academy создала приложение под названием Khan Academy Kids, с помощью которого дети от двух до шести лет могут изучить базовые умения перед переходом в начальную школу. В первую очередь это относится к математике и языковым навыкам. Такой способ обучения эффективен для более усидчивых детей, которые любят самостоятельно просматривать материал. Если вы заметили, что ученику скучно выполнять однообразные задания, которые даются ему легко, примените этот метод. Предложите просмотр видео на Ютубе или использование приложения на телефоне для простых упражнений. Все сложные задания выполняйте вместе. Уроки сразу станут продуктивнее.

Для изучения иностранных языков тоже разработаны платформы, основанные на моделях современного дизайна. Вот список топовых сайтов, которые оценены миллионами пользователей:

  1. Duolingo — веб-сайт и приложение для 98 различных языковых курсов на 38 языках. У приложения более 300 миллионов зарегистрированных пользователей по всему миру.
  2. Memrise — языковая платформа, которая использует интервалы повторения карточек для увеличения скорости обучения. Более 35 миллионов зарегистрировавшихся.
  1. Babbel — платформа электронного обучения, доступна на 14 языках. К сожалению, не бесплатно.
  2. Lingualeo — онлайн-сервис для изучения более 50 языков. В 2014 году более 9, 5 миллионов человек во всем мире использовали его онлайн-сервис для изучения английского языка. LinguaLeo подбирает индивидуальную программу для каждого, в ней учитываются навыки, цели и предпочтения пользователя. Проводится тест на уровень владения языком.
  3. Busuu — платформа для изучения более 40 известных языков. Учащиеся работают через самостоятельные уроки одного или нескольких языков курса. Уроки включают изучение лексики и грамматики. В конце каждого урока учащиеся могут практиковаться в письменной или устной беседе с носителями изучаемого языка. По состоянию на январь 2020 года на Busuu зарегистрировано более 100 миллионов пользователей.

Важен не только материал или мотивация ученика, но также техника преподавания и дизайн учебных материалов. Современный педагогический дизайн опирается на основополагающие принципы и модели, которые вовлекают, стимулируют и ориентируют учеников. Каждый преподаватель может построить уникальный и увлекательный план обучения, ознакомившись с вышеприведенными примерами и учитывая потребности своих учеников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×