12.02.2021
158
0

Чему преподаватели могут научиться у космонавтов

Одних не берут в космонавты, другие не хотят ими становиться. Но тем, кто все же отправляется в космос, приходится сильно постараться и многому научиться на Земле, чтобы выжить в невесомости или на чужой, недружелюбной планете. Ну а мы поучимся уже у них.

Нет ничего невозможного

Сначала люди не знали о существовании космоса. Потом не верили, что можно не просто одолеть гравитацию, но и вырваться за пределы воздушной оболочки Земли. Спустя века были те, кто считал, что женщины в космосе не справятся, а за пределами космического корабля человек не способен выжить. Все они ошибались. Однажды и Марс колонизируем 😉

Иногда студент кажется «безнадежным»: медведь отдавил ухо целиком, язык плохо поворачивается даже на родных звуках, а в памяти не держится больше пяти слов сразу. И кажется невозможным научить его английскому — но упорный и доброжелательный педагог найдет подход и выберет правильную траекторию.

Улыбка помогает, когда трудно и страшно

Замечали «дежурную» улыбку космонавтов перед стартом космических кораблей? С одной стороны, у них работа такая: улыбаться на камеру, чтобы сохранять веру людей в достижения космической науки. С другой стороны, есть те, у кого сбывается мечта — и трудно сдержать эмоции. Но главное, улыбка — способ убедить себя, что всё получится.

Принцип «улыбайтесь чаще — это всех раздражает», к счастью, не работает в преподавании английского. Наоборот, улыбка — способ установить контакт даже через экран компьютера, и мало найдется студентов, которые скажут, что им нужен «строгий» педагог (именно так мы выглядим, когда редко улыбаемся). Если чувствуете, что на уроке что-то не получается, идет не по плану — сначала улыбнитесь. А дальше видно будет.

Не бывает «слишком много» знаний

Полету Юрия Гагарина и большинства других космонавтов предшествовали не только годы изнурительных физических тренировок, но и долгие исследования «около-космических» тем и наук. От кругозора и способности памяти вовремя выдать нужную информацию могла зависеть жизнь.

Студенты ценят преподавателей-репетиторов (а именно в этом качестве выступает преподаватель Skyeng) не только за большой словарный запас, основательное знание методики или английской грамматики, но и за талант поддержать интересную беседу, удивить ярким фактом, найти правильные, уместные слова поддержки. Всё перечисленное дает непрерывная учеба и самообучение.

Эмпатия и широта взглядов — залог успеха в любом деле

Казалось бы, что нужно космонавту для того, чтобы выполнить миссию? Быть физически подготовленным и эмоционально устойчивым, владеть профильными знаниями: пилотирование космического корабля, навигация или грамотное проведение научных опытов. Оказывается, не только: миссия проходит гладко, если членам команды удается быстро установить деловые отношения, и они умеют вовремя погасить любые конфликты и разногласия.

Едва ли случится так, что на уровне мировоззрения, ценностей и жизненного опыта вы будете всегда «совпадать» со своими учениками, но готовность понять их позицию, разделить эмоции и вовремя рассмешить точно выручит в сложных ситуациях. Да и просто на каждом занятии.

Не производить впечатление, не обучать, а… учиться

Находиться в невесомости в компании фактически посторонних людей, которые с тобой даже культуру и религию не разделяют, — трудно. Но (если верить ныне живущим космонавтам), все до единого разделяют идею, которую емко выразил бывший астронавт, а ныне — автор бестселлера «Путеводитель астронавта по жизни на Земле» Крис Остин Хэдфилд: «Если вы действительно наблюдаете и пытаетесь учиться, а не произвести впечатление, — у вас есть шанс сделать что-то полезное».

Не только студенты учатся у нас говорить по-английски и уверенно писать экзаменационные эссе. Мы тоже учимся у студентов: упорству, чувству юмора перед лицом собственных ошибок, а главное — навыку обучать каждого так, как будет эффективно именно для него.

Непризнанные ошибки ставят под угрозу результат

Если скрыть ошибку в космосе — она может привести к фатальным результатам, да и обвинять друг друга в промахах там, наверху, некогда и не конструктивно. Если член космической команды ошибается в чем-то, он немедленно сообщает об этом экипажу — чтобы как можно скорее устранить последствия совместными усилиями.

Общепринятых ошибок преподаватель не совершает (мы сейчас точно не про неправильно произнесенные слова или неточный перевод текста!). Но бывает, что он сталкивается с методическими или психологическими трудностями. Если вовремя не обратиться за советом к куратору, методисту, асессору — студент может разочароваться не только в преподавателе или школе, но и в занятиях, даже потерять веру в себя и свои способности. Не надо так.

Сценарии приходится менять на ходу, и это нормально

У космонавтов для всего есть регламенты, но любой взлет или посадка, любой научный эксперимент в условиях космоса могут пойти иначе, чем планировалось. И каждый космонавт не просто к этому целенаправленно готовится: тренируется в экстремальных условиях, учится быстрому реагированию на любые проблемы и форс-мажоры, составляет гибкие планы действий.

Готовый план занятия — данность, но студент — не набор простых компьютерных программ. Если не получается одним путем, предлагайте другие — без внутреннего раздражения и тревоги. В конце концов, эта самая непредсказуемость — одна из причин нашей любви к преподаванию.

В конечном счете «решает» компетентность

Крис Остин Хэдфилд сформулировал понятие компетентности в космосе так: «Астронавт — это тот, кто способен принимать правильные решения быстро, с неполной информацией, когда последствия действительно имеют значение».

Возможно, и про компетентного преподавателя лучше не скажешь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×