17.02.2021
566
0

Пассивное и активное обучение при работе со взрослыми – что лучше?

Процесс обучения новому языку может отличаться в зависимости от возраста учащегося. Традиционно считается, что дети лучше и быстрее усваивают языковую информацию: они впитывают слова и звуки как губки, не прилагая специальных усилий для их запоминания. Взрослым изучение иностранного языка дается сложнее, и ученые давно пытаются понять, какой именно формат обучения более эффективен во взрослом возрасте – пассивный или активный?

Не секрет, что нахождение в среде изучаемого языка намного облегчает и ускоряет его усвоение. В таком случае происходит пассивное обучение: человек невольно знакомится с новыми понятиями и словами, запоминает целые фразы просто потому, что он погружен в незнакомую информацию сродни пловцу, погруженному в воду, и, как пловец, он вынужден перенимать и использовать язык этой среды. Однако активное обучение в привычных условиях имеет свои плюсы. Работая с учителем и прилагая усилия по запоминанию лексики и правил, учащийся принимает активное участие в учебном процессе, что может привести к более уверенным результатам.

В 2014 году было проведено исследование, в котором ученые сравнили эффективность пассивного и активного обучения взрослых. Специально для этого исследования был разработан искусственный язык, схожий с английским. Все испытуемые были носителями английского языка; средний возраст выборки был 22 года. 

Авторы исследования придумали два эксперимента для проверки их гипотез. В первом эксперименте участники занимались раскрашиванием изображений во время прослушивания записи речи на искусственном языке в течение 10 минут. Запись состояла из 9 повторяющихся слов, идущих одно за другим без пауз или других признаков, указывающих на границы слов. Это были слова из трех категорий, у каждой из которых была своя фонологическая структура. Слова озвучивались по одному из каждой категории последовательно, и каждое слово во всей записи повторялось 45 раз. 

Во втором эксперименте участников разделили на три группы. Первой группе дали инструкцию попытаться выучить слова из представленной записи. Второй группе испытуемых сказали, что в изучаемом языке есть три категории слов, и нужно попытаться выделить эти три категории. Третьей группе сообщили, что слова идут в определенном порядке, и поставили задачу определить, что это за порядок. С помощью четких инструкций авторы исследования добились активного участия испытуемых в изучении предложенного языка. В остальном процедура эксперимента была такой же.

После прослушивания записи испытуемые обоих экспериментов выполнили тестовые задания. Тесты были составлены таким образом, чтобы можно было оценить, насколько хорошо участники могут сегментировать слова (вычленять слова из потока речи), судить о правильности расположения слов друг за другом и относить слово в соответствующую категорию. Результаты выполнения заданий были затем проанализированы и сопоставлены.

Оказалось, что участники второго эксперимента лучше справлялись с сегментацией слов, но хуже выделяли категории, даже в том случае, когда им было заранее сказано о существовании категорий. Разницы в успешности определении порядка слов между участниками двух экспериментов обнаружено не было. Ученые пришли к выводу: активное обучение способствует изучению слов и распознаванию слов в речи, но ухудшает изучение структуры категорий языка. Разделение слов на категории является основой для усвоения грамматических правил. Следовательно, активное обучение способствует наращиванию словарного запаса, тогда как пассивное обучение помогает освоить грамматику.

Изучение настоящего иностранного языка значительно отличается от изучения искусственного языка в лабораторных условиях. Однако полученные результаты можно использовать на практике при обучении взрослых. Так, можно формировать учебные задания таким образом, чтобы формат обучения – пассивный или активный – соответствовал цели урока. А именно, при запоминании слов и работе над улучшением восприятия речи на слух стоит направлять внимание учащихся на разучиваемые понятия и их особенности, стимулируя их активное участие. Когда же необходимо изучать грамматику, это стоит делать в пассивном режиме. Например, просмотр видеофрагментов без выделения учебной цели или включение ученика в непринужденную беседу в данном случае будет более эффективным методом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×