Последние годы возрос интерес к английскому языку для конкретных целей: English for Specific Purposes — ESP. В большинстве случаев это индивидуальные уроки с репетитором для взрослых, которые хотят освоить профессиональную лексику, пройти собеседование в международную компанию или повысить профессиональную квалификацию на иностранных курсах или в ВУЗах. В этой статье рассмотрим, как интересно преподавать английский для химиков индивидуально или вести интегрированные уроки английского и химии в учебных заведениях.

Оглавление:

Существует множество специально разработанных материалов для ESP, но чаще они затрагивают такие сферы как маркетинг, бизнес, IT-технологии. И не так много материалов для научных областей, как, например, химия. А если есть методические и теоретические пособия, то в них, чаще всего, не хватает практических заданий.

Откуда брать материалы и как готовиться?

Если вы не имеете профильного образования, преподавать английский язык для химических специальностей будет для вас интересным испытанием. Вот несколько правил, которые помогут:

  • предупредите своего студента, что вы не химик по образованию (но это никоим образом не помешает помочь студенту повысить уровень языка).
  • определите с ним четкие цели уроков.
  • совместно составьте список тем на русском языке, которые ему нужны или интересны в профессиональном плане.
  • найдите эти темы в интернете на английском языке и изучите их.
  • пользуйтесь только официальными педагогическими сайтами и учебниками.
  • попросите предоставить материалы, которыми он пользуется и считает авторитетными.
  • составьте персональный вокабуляр химических терминов для своего студента (хотя можно воспользоваться готовыми словарями, но они не будут отвечать всем темам и интересам вашего студента).
  • готовьтесь к урокам заранее, просматривайте материал если необходимо и на русском языке, старайтесь понять суть.
  • прорабатывайте профессиональную лексику со студентом постепенно.
  • не забывайте отслеживать грамматику ученика, давайте письменные упражнения на отработку времен и других грамматических конструкций.
  • чередуйте уроки ESL со стандартными уроками английского языка.

Конечно, от преподавателя английского языка не ожидается идеального понимания и знания химии, как науки, но, чтобы получить базовое представление о предмете и освежить школьные знания в голове, необходимо приложить усилия. Кроме того, на основании общедоступных материалов по химии можно составить собственные задания.

Английский для химиков: обучающие ролики

Смотрите обучающие короткие ролики на YouTube сразу на английском языке. Их можно рекомендовать и своим студентам уровня B1 и выше. На их основе можно строить интерактивные уроки даже для уровня A2, постепенно знакомя студента с лексикой.

Royal Society of Chemistry

Для преподавания школьникам прекрасно подойдут материалы, собранные на официальном сайте Royal Society of Chemistry.

Видео лекции и презентации как материалы для аудирования

  • Составьте quiz или тест с заданием «вопрос-ответ» по видео-лекции об опытах.
  • Уберите из текста все фразовые глаголы, составьте список для студента. Его задача — вписать подходящие глаголы в пропущенные места.
  • Объясните Present Simple на основе карточки с описанием химических свойств элемента.
  • Объясните Conditional 0 на основе лекции о химических опытах. Подготовьте письменное задание на закрепление материала.
  • Повторите согласование времен в текста по химии, например с помощью данного упражнения.

Сегодня в сети есть множество различных книг по химии, словарей, курсов и лекций. Необходимо определить возраст, профессиональную подготовку и уровень владения английским языком вашего ученика, чтобы выбрать для него подходящий материал. На сайте quizlet.com вы сами с легкостью составите карточки с новой лексикой для своих студентов, в том числе химические термины на английском.

английский для химиков
Онлайн словарь www.vocabulary.com, раздел Chemistry — High School

Для внеклассного чтения можно посоветовать книги Organic Chemistry as a Second Language Дэвида Кляйна или The Elements: A Visual Exploration of Every Known Atom in the Universe Теодора Грея. Они не являются учебниками по химии, но могут стать прекрасным источником богатой узкоспециализированной лексики для вашего студента и стимулом к продолжению изучения английского языка.

Английский для химиков: игры

Упражнение 1. Химические элементы и «детская» игра

Именно с этой части обогащения лексики следует начинать интегрированные уроки английского и химии. На сегодняшний день известны наименования более сотни химических элементов, многие из которых похожи и на русском языке. В результате, ученики учат произношение элементов на английском и прорабатывают орфографию, благодаря написанию карточек или диктантам. Скачайте начальный словарь терминов Chemistry Vocabulary в формате пдф.

Как работать с новыми словами, чтобы не «умереть со скуки»?

Для группового занятия прекрасно подойдет старая добрая игра «Бинго». Нужно выбрать 25-30 подходящих элементов, составить их список сокращений. Ученики рисуют простую таблицу с 5 ячейками и заполняют их рандомно сокращениями названий элементов. Затем крутится барабан или путем жеребьевки вытаскивается карточка с сокращением. Ученики находят в своей таблице нужные названия и дописывают их версию.

Выигрывают те студенты, которые собрали максимальное количество слов и написали полные названия правильно. Эта игра помогает развить навык аудирования — легче воспринимать названия химических элементов на слух, а также помогает поправить орфографию студентов. Кроме того, учит их ассоциировать английское названия с химическими символом — жизненно важный навык для химиков. Прекрасно подойдет для студентов, уровней A1-B1.

Упражнение 2. Головоломка

Это упражнение требует основательной подготовки со стороны учителя и рассчитано на уровни B2-C1.

Нужно взять два элемента, не такой простой, как углерод (carbon), но и не такой сложный, как торий (thorium), и подготовить подробное описание этих элементов. Для исследования можно пользоваться англоязычными учебниками по химии или интернетом. Информация должна включать в себя такие сведения, как атомный номер, атомная масса, химические и физические свойства элементов.

Студенты работают в группах по 4 человека, где каждый получает от преподавателя свой фрагмент информации. После прочтения информации про себя, студент выбирает 3 наиболее значимые на его взгляд факта и составляет головоломку для своего оппонента. Задача других студентов — понять, какой элемент описан.

Можно установить тайминг для студентов, и если головоломка получается слишком сложной, студент может добавить к описанию еще один-два фрагмента. Подобные упражнения можно повторять, если преподаватель будет выбирать другие наборы химических элементов.

На индивидуальном занятии подобный квиз может быть задан, как самостоятельная работа: ученик и преподаватель являются оппонентами друг друга. Каждый готовит описания на 2 неизвестных элемента. Во время урока, они представляют друг другу части подготовленной информации и выдвигают свои варианты ответов. Это упражнение помогает улучшить не только словарный запас, но и навыки говорения студентов, которые сразу применяют в речи новую лексику.

Упражнение 3. Химические реакции: найди, составь, прочти

Студентам выдаются карточки с элементами, легко вступающими в реакции, как  углерод, водород, кислород, сера, кальций. Одному студенту — одна карточка. После получения студент должен найти максимальное количество элементов, которые вступят с «ним» в реакцию и записать ее. Побеждает тот студент, у которого будет не только больше реакций, но и который запишет их верно и сумеет их правильно прочесть вслух. Упражнение подойдет для студентов уровней B1-B2.

Упражнение 4. Химические соединения

Это упражнение — гибрид самостоятельной работы и работы в паре с учителем. Преподаватель готовит доклад или презентацию о выбранной группе химических элементов, например, липидах или спиртах. Во время презентации студент должен делать заметки, кратко конспектировать, выделять главные мысли. После окончания презентации, преподаватель задает 5 контрольных вопросов. Итоговый балл ставится по результатам его ответов. Такие презентации и вопросы вы можете составить самостоятельно или взять из учебников по подготовке к экзамену TOEFL.

Во время самостоятельной работы, студенту выдается текст, с исследованием на другую группу химических элементов. Задача студента — выделить главные мысли текста, составить короткий 5-минутный доклад, написать определения к выделенным словам. Для более продвинутых студентов можно использовать упражнение по нахождению грамматических, стилистических и смысловых ошибок в тексте. Прекрасно подходит для индивидуальной работы со студентами уровней B1-C1.

Итак, выше я перечислила основные правила, которыми я руководствовалась при подготовке к занятиям, а также упражнения, которые больше всего нравились моим студентам. Если вы преподаете английский для химиков, поделитесь в комментариях, какими материалами пользуетесь, с какими сложностями сталкиваетесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×