Периодически в жизни родственников преподавателя назревает необходимость изучать иностранный язык. Обычно обучение близких людей воспринимается без энтузиазма, потому что деньги за занятия брать неудобно и в свободное время хочется отдыхать, а не вести уроки. Охотнее берутся за дело педагоги, если есть личная заинтересованности в результате: материальная или профессиональная, например, получение опыта преподавания. Я обучаю мужа в течение 6 лет, так как знание английского увеличивает шансы устроиться в стабильную компанию и получать больший доход. Также, занимаюсь с сыном с рождения, чтобы дать ему успешный старт в жизни и не забыть язык в декрете. То есть в обоих случаях преследую личные интересы. Рассмотрим позитивные стороны обучения членов семьи и сложности этого процесса.
В чем преимущества обучения родственников?
- Расслабленная атмосфера: можно заниматься в пижаме, с чашкой кофе и вкусняшками.
- Возможность немного варьировать время. Например, начать на 10-15 минут позже, если не успели поесть, сделать перерыв в часовом занятии или закончить раньше, если неважно себя чувствуете. При этом не испытывать неудобство и отрабатывать время в другой раз. А для юных учеников можно подстраивать занятие под настроение. Попробуйте отвести трехлетку на занятие в установленное время, если он проснулся не в настроении.
- Достоверная обратная связь: родной человек не стесняется спросить всё, что ему непонятно или честно сказать, что задания не интересные или запутанные. Он не бросит занятия по неизвестной причине.
- Поле для методических экспериментов: удобно “опробовать” новую технику или инструмент без боязни вызвать недовольство ученика.
- Знание психологических особенностей и предпочтений позволяет корректировать стиль преподавания и способы мотивации с первого урока.
- Возможность большей вовлеченности и контроля над учебным процессом.
- Дополнительная практика вне урока. Например, совместный просмотр фильма в оригинале и его обсуждение.
В чем сложность преподавания близким людям?
- Вероятны отмены и переносы (часто по причине лени). В отличие от школы, где разрешено переносить не более двух раз, родственники не стесняются просить об отмене чаще и без объективной причины. В итоге курс, рассчитанный на 9-12 месяцев затягивается на 24. При этом у самого преподавателя появляется соблазн перенести или отменить урок, потому что есть более важные дела.
- Труднее настроиться на занятие с близким человеком. Есть риск найти более интересное времяпрепровождение, например, прогулка или поход по магазинам.
- Отвлекаемость на посторонние темы во время урока, например, обсуждение срочных бытовых вопросов.
- Необходимость постоянно держать под контролем выполнение домашнего задания и повторение слов.
- Меньшая мотивированность учителя по причине отсутствия прямого финансирования. По факту деньги остаются в семье, но когда преподаватель получает материальное вознаграждение, то готовится лучше и проводит урок более организовано.
- Могут возникать ссоры между членами семьи, например, из-за невыполненного домашнего задания или очередной отмены. При работе с посторонними людьми эмоции сдерживать проще и привычнее.
Несмотря на большое количество плюсов, работа с членами семьи — серьезное испытание. С мужем приостанавливали учебу несколько раз: возникали более важные “приоритеты”, организовывали уроки с другим преподавателем в офисе. Но от другого учителя снова возвращался ко мне, потому что “ привычнее и удобнее”. Поделюсь несколькими рекомендациями из личного опыта.
Как сделать обучение членов семьи эффективным?
- Обе стороны обучения должны иметь сильную мотивацию. Желание мужа или мамы изучать иностранный язык для поездки в Турцию один раз в год не будет достаточной движущей силой. Учеба закончится так и толком не начавшись. Бесполезно ждать что у взрослого человека, занятого борьбой за выживание, возникнет желание быть причастным к культуре изучаемого языка. Лучше сделать упор на внешнюю мотивацию: английский для поиска работы, продвижению по карьерной лестнице, для поступления в ВУЗ и так далее.
- Соблюдайте стабильный график основных занятий примерно в одно и то же время, а не под настроение (за исключением малышей). Если не получается позаниматься полноценно, то заменять разговорной практикой, например, поговорить о новостях и планах или прочитать статью с последующим обсуждением.
- Периодически напоминайте о целях и поддерживайте мотивацию. Это правило важно для всех типов студентов, но особенно родственников, которые чаще “расслабляются” и теряют ориентиры. Тем более есть возможность подчеркнуть важность изучения английского не только на уроках, а когда всплывает удобный момент в разговоре.
- Сдерживайте раздражение и другие негативные эмоции, которые не допускаются с посторонними людьми. Студент не должен сомневаться в профессионализме преподавателя, критиковать его, даже если он привык так делать в быту.
- Добавьте дополнительную практику, чтобы увидеть прогресс быстрее и поддержать желание учиться далее. Например, общение на изучаемом языке 15-20 минут каждый день. Для низких уровней лучше заранее продумать список вопросов или тем для обсуждения. Несмотря на уровень intermediate, при слове “English time” (что означает переход на английский язык), у мужа резко заканчиваются темы для разговора.