В планах уроков, нацеленных на Reading и Listening, часто есть стадия, которая называется ‘Pre-teaching vocabulary’. На этой стадии занятия преподаватель презентует студентам лексику, незнание которой может помешать пониманию текста. Предварительно эту лексику проанализировав и отобрав, конечно. Как разобраться, на чем фокусировать внимание при выборе лексики, разберемся в сегодняшней статье. 

Больше — не значит лучше

Когда просматриваешь материал, с которым предстоит работать на следующем занятии, велик соблазн ‘предусмотреть все!’. В итоге стадия ‘pre-teaching’ затягивается на полчаса, фокус урока смещается с reading на vocabulary, а студенты начинают монотонно кивать на -дцатое по счету объяснение. Как понять, какие слова реально нужны? В первую очередь обратите внимание на важность слова для понимания основной идеи текста или смысла идущего за текстом задания. Так, например, в тексте из скрина внизу слово ‘contestants’ может быть важным для понимания и текста в целом, и одного из вопросов к нему, так же как и ‘survive’. А вот слово ‘determination’, хоть наверняка и незнакомое подросткам уровня A2, вряд ли заслуживает такого внимания. 

Screenshot from 2021 02 28 18 01 54 Skyteach
Gateway A2 2nd edition by D. Spencer, Macmillan Education, 2015, Student’s Book, p. 93

Не стоит об очевидном

Еще одна ловушка для преподавателя — это слова, которые студенты и так уже знают. Часто в этом нас поддерживают и учебники, отмечая заведомо понятную лексику как новую и важную. В одном учебнике действительно сложно предугадать, какие слова покажутся легкими русскому, испанскому и китайскому студенту. Однако вы знаете своих студентов лучше, чем кто бы то ни было. При выборе лексики для занятия, учитывайте именно их словарный запас, потребности и интересы.

На одном из недавних занятий моя группа подростков очень удивилась словам ‘parachute’, ‘extreme’ и ‘chose’ со скриншота выше. Первое несложно угадать, а два других давно им знакомы, поэтому мы не стали тратить время на объяснения. 

Просматривая скрипты к аудированию, тексты и задания к ним, постарайтесь учитывать следующие моменты:

  • Похоже ли слово на его эквивалент в родном языке студентов? Стоит ли планировать способ объяснения и расписывать concept checking questions, или будет понятно и так?
  • Встречалось ли это слово ранее в учебнике или в целом на занятиях? Если да, и не раз, наверняка кто-то из учеников вспомнит значение и сможет помочь одногруппникам.
  • Не подменяете ли вы ‘pre-teaching’ на ‘vocabulary revision’? В повторении лексики масса плюсов, но если совмещать это с чтением и аудированием, то некоторые стадии занятия могут затянуться или вовсе пойти не по плану.

А если посложнее?

‘Как выбирать слова? Просмотреть текст, отметить в нем все сложное, что студенты точно не знают. Потом разобрать. А как иначе, они же по-другому не поймут всего!’. Ровно так я готовилась к занятиям, когда только начинала преподавать. Студенты мучались. Иногда лексика была на пару уровней выше, иногда в списках встречались слова типа ‘platypus’ и ‘crankshaft’. Не знаю, как они, а я вот помню до сих пор. Чтобы не мучать учеников так же, как это делала я:

— Проверьте уровень выбранного слова. Это можно сделать в онлайн-словарях вроде Cambridge Dictionary или с помощью специальных сервисов — таких как Oxford Text Checker. Если вы работаете с уровнем A2, а выбранное слово уровня B2, да еще и не встречается ни в заданиях, ни в вопросах для обсуждения, отложите его изучение на потом. 

Screenshot from 2021 02 28 17 34 39 Skyteach— Посмотрите частотность употребления. Чем она выше, тем больше вероятность того, что слово понадобится студентам в разных ситуациях, а не только при работе с чтением или аудированием. Словарь Macmillan Dictionary, например, отмечает частотность звездочками: три — частое, одна — более редкое. А еще они используют цветокодирование и выделяют лексику красным или черным.

imgonline com ua 2to1 x5JbKQ0oljoro 1 SkyteachScreenshot from 2021 02 28 17 57 34 Skyteach

Работать с частотностью умеет упомянутый выше сервис Oxford Text Checker и The Longman Vocabulary Checker. Они покажут, насколько популярны в использовании выбранные слова, и помогут сделать правильный выбор лексики.

Оказывается, что качественно выбрать лексику для занятия не так уж и просто. Нужно, чтобы по силам студентам, но не слишком просто. Чтобы использовалась в разных контекстах, но помогла конкретно с этим заданием. Надеемся, что эта статья поможет вам выбирать быстро и эффективно! 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×