В планах уроков, нацеленных на Reading и Listening, часто есть стадия, которая называется ‘Pre-teaching vocabulary’. На этой стадии занятия преподаватель презентует студентам лексику, незнание которой может помешать пониманию текста. Предварительно эту лексику проанализировав и отобрав, конечно. Как разобраться, на чем фокусировать внимание при выборе лексики, разберемся в сегодняшней статье.
Больше — не значит лучше
Когда просматриваешь материал, с которым предстоит работать на следующем занятии, велик соблазн ‘предусмотреть все!’. В итоге стадия ‘pre-teaching’ затягивается на полчаса, фокус урока смещается с reading на vocabulary, а студенты начинают монотонно кивать на -дцатое по счету объяснение. Как понять, какие слова реально нужны? В первую очередь обратите внимание на важность слова для понимания основной идеи текста или смысла идущего за текстом задания. Так, например, в тексте из скрина внизу слово ‘contestants’ может быть важным для понимания и текста в целом, и одного из вопросов к нему, так же как и ‘survive’. А вот слово ‘determination’, хоть наверняка и незнакомое подросткам уровня A2, вряд ли заслуживает такого внимания.
Не стоит об очевидном
Еще одна ловушка для преподавателя — это слова, которые студенты и так уже знают. Часто в этом нас поддерживают и учебники, отмечая заведомо понятную лексику как новую и важную. В одном учебнике действительно сложно предугадать, какие слова покажутся легкими русскому, испанскому и китайскому студенту. Однако вы знаете своих студентов лучше, чем кто бы то ни было. При выборе лексики для занятия, учитывайте именно их словарный запас, потребности и интересы.
На одном из недавних занятий моя группа подростков очень удивилась словам ‘parachute’, ‘extreme’ и ‘chose’ со скриншота выше. Первое несложно угадать, а два других давно им знакомы, поэтому мы не стали тратить время на объяснения.
Просматривая скрипты к аудированию, тексты и задания к ним, постарайтесь учитывать следующие моменты:
- Похоже ли слово на его эквивалент в родном языке студентов? Стоит ли планировать способ объяснения и расписывать concept checking questions, или будет понятно и так?
- Встречалось ли это слово ранее в учебнике или в целом на занятиях? Если да, и не раз, наверняка кто-то из учеников вспомнит значение и сможет помочь одногруппникам.
- Не подменяете ли вы ‘pre-teaching’ на ‘vocabulary revision’? В повторении лексики масса плюсов, но если совмещать это с чтением и аудированием, то некоторые стадии занятия могут затянуться или вовсе пойти не по плану.
А если посложнее?
‘Как выбирать слова? Просмотреть текст, отметить в нем все сложное, что студенты точно не знают. Потом разобрать. А как иначе, они же по-другому не поймут всего!’. Ровно так я готовилась к занятиям, когда только начинала преподавать. Студенты мучались. Иногда лексика была на пару уровней выше, иногда в списках встречались слова типа ‘platypus’ и ‘crankshaft’. Не знаю, как они, а я вот помню до сих пор. Чтобы не мучать учеников так же, как это делала я:
— Проверьте уровень выбранного слова. Это можно сделать в онлайн-словарях вроде Cambridge Dictionary или с помощью специальных сервисов — таких как Oxford Text Checker. Если вы работаете с уровнем A2, а выбранное слово уровня B2, да еще и не встречается ни в заданиях, ни в вопросах для обсуждения, отложите его изучение на потом.
— Посмотрите частотность употребления. Чем она выше, тем больше вероятность того, что слово понадобится студентам в разных ситуациях, а не только при работе с чтением или аудированием. Словарь Macmillan Dictionary, например, отмечает частотность звездочками: три — частое, одна — более редкое. А еще они используют цветокодирование и выделяют лексику красным или черным.
Работать с частотностью умеет упомянутый выше сервис Oxford Text Checker и The Longman Vocabulary Checker. Они покажут, насколько популярны в использовании выбранные слова, и помогут сделать правильный выбор лексики.
Оказывается, что качественно выбрать лексику для занятия не так уж и просто. Нужно, чтобы по силам студентам, но не слишком просто. Чтобы использовалась в разных контекстах, но помогла конкретно с этим заданием. Надеемся, что эта статья поможет вам выбирать быстро и эффективно!