Отношения в классе во многом зависят от того, как будет выстраивать свою работу преподаватель. Организация совместной деятельности во время учебного процесса и грамотно построенная работа в группах формирует коммуникативные навыки у детей. Подобного рода занятия подразумевают умение ставить общие цели, совместно выполнять задания и учитывать силы и вклад всех участников. Тем не менее, главной задачей таких уроков остается обучение иностранному языку. 

Для организации групповой работы класс делится на 2-3 группы по 3-6 человек. Задание предлагается группе, а не отдельным ученикам. Можно проводить соревнования, что усилит мотивацию и повысит интерес к учебной деятельности. Преподаватель чаще всего является сторонним участником процесса — независимым экспертом, который оценивает работу и иногда дает консультации. 

Что нужно помнить учителю? 

Именно благодаря групповой деятельности дети могут выйти на единый стандарт образования, сохраняя как физическое, так и эмоциональное здоровье. 

Формирование групп должно происходить не в хаотичном порядке, а с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика: темперамента, уровня знания английского языка, развития общеучебных умений и других. В каждой группе из 4-6 человек должен быть минимум один сильный ученик, который сможет руководить процессом, помогая преподавателю. Работа в равной степени распределяется между всеми участниками команды. Если задание посильно и интересно для детей, его результатом станет успех не только группы, но и каждого ученика. 

Преимущества групповой работы

  1. У детей повышается мотивация и интерес к изучаемому предмету.
  2. Оттачивается понимание понятия «здоровая конкуренция».
  3. Дети отрабатывают навыки общения с другими людьми, необходимые им во взрослой жизни.
  4. Появляется понимание таких понятий, как «индивидуальная ответственность» и «командная работа».
  5. У некоторых учеников проявляются лидерские способности.
  6. Вырабатываются навыки социальной перцепции (восприятия других людей через их жесты, мимику, оценку действий и поступков). 
  7. Закрепляется пройденный материал в интересной, игровой форме.
  8. Оттачивается умение легче воспринимать собственные ошибки и радоваться успехам других.

Можно сказать, что первым этапом для успешной групповой работы является взаимодействие в парах. Еще в начальной школе ученики сталкиваются с этой формой работы в паре «ученик и учитель». После формируются парные команды с одноклассниками. Такая форма проведения занятий прекрасно подходит для отработки звуков, букв, тренировки правописания, запоминания новых слов. Если пары выполняют разные задания, то работа становится дифференцированной и лучше учитывает их индивидуальные особенности. 

Работа в паре может быть как устной, так и письменной. Например, дайте двум ученикам задание — написать 5 новых слов. Они получат разные карточки и выполнят упражнение. После его завершения дети поменяются карточками и исправят ошибки друг друга. Это поможет:

— закрепить большую группу слов;

— развить навыки правописания;

— поработать над самодисциплиной и самоконтролем.

Следующий этап — сменные пары. Учеников нужно менять так, чтобы все в классе могли поработать друг с другом. Так ученики ближе познакомятся, привыкнут к индивидуальным особенностям друг друга, оценят сильные и слабые стороны партнеров. Когда комфортный уровень отношений в парах достигнут, ребят можно объединять в группы. Так совместная работа не станет для них стрессом. 

Методы работы в группе 

Организация групповой работы по различным методом сильно зависит от возраста учащихся, программы и целей урока. Самые популярные для учеников младших и средних классов следующие: 

Кооперативная работа: дети решают общую задачу, находя ответы вместе с одноклассниками. Разберем на примере урока английского языка в средней школе. Каждой группе учащихся задается текст на определенную тематику, например, «Three capitals. Washington, London, Berlin». Группа должна совместно разобрать и перевести свой текст, вместе найти ответы на вопросы из теста по тексту и презентовать свою столицу, разделив текст между собой на равные части. После презентации участники других команд могут задать вопросы группе по представленному материалу и оценить их общий труд. Затем группы меняются местами и слушают следующую презентацию. В конце урока учитель подводит итоги, подчеркивает успехи и неудачи каждой группы и оценивает всех учеников. 

Групповая дискуссия: прекрасный метод проведения групповой работы. Использования этого метода помогает ученикам взглянуть на обсуждаемый вопрос с разных точек зрений. На уроках английского языка групповая дискуссия помогает задействовать всю изучаемую лексику. Кроме того, именно этот метод помогает развить в детях эмпатию — умение ставить себя на место другого человека и объективно оценивать его поступки и мотивы. Для таких уроков прекрасно подойдут спорные темы, которые могут вызвать бурные обсуждения. Учителю нужно помнить, что его целью является не только проработка и закрепление материала, но и создание дружелюбной атмосферы во время дискуссий. 

Brainstorm (мозговой штурм): этот метод помогает быстро разобрать материал в группе. На уроках английского прекрасно подходит для подбора идей перед написанием эссе, для закрепления лексики/грамматики, анализа литературного произведения. На выполнение задания группе учеников дается ограниченное время, когда они могут в свободной форме обсудить и принять единое решение. 

Ролевые игры: этот метод очень многогранен. К примеру, за основу можно взять тематику морских путешествий. Каждому члену экипажа (команды) даются свои роли, от капитана до лоцмана. На карточке с ролью записаны задания/обязанности члена команды. Различные роли помогают дифференцировать работу учеников. 

Если регулярно проводить групповую работу на уроке, дети школьного возраста с большим удовольствием изучают английский язык. Ученики понимают свободу выбора, понятие ответственности, обретают уверенность в собственных силах и учатся доверять. Все эти навыки очень необходимы для дальнейшего эффективного учебного процесса и личностного роста. 

Почитайте по теме: Как использовать песни при обучении английскому языку?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×