Изучение иностранного языка может легко наскучить и стать рутиной, а это приводит к потере мотивации и даже прекращению занятий учениками. Задача хорошего преподавателя — проводить уроки так, чтобы заинтересовать ученика в изучаемом материале и применении его на практике. Одним из самых эффективных инструментов методического чемоданчика преподавателя являются ролевые игры. 

Преимущества ролевых игр 

Основная задача уроков английского языка — научить студентов ясно и свободно выражать свои мысли и чувства на иностранном языке. Сюжетно-ролевая игра создает необходимые условия для восприятие и выражения информации в иноязычной среде. Благодаря ролевым играм:

— формируются речевые навыки учащихся. Личная вовлеченность в вопрос или проблему сюжета помогает раскрыться даже застенчивым и неуверенным в себе студентам. С практикой речь становится увереннее, разнообразнее и богаче;

— происходит тренировка восприятия речи на слух. Благодаря тому, что в игре задействованы разные ученики и преподаватели, студенты учатся понимать разные варианты произношения и акцента;

— пополняется лексический запас. Новые слова запоминаются лучше только при активном использовании: ролевые игры помогают выводить новый словарный запас из «пассивного» состояния в «активное»; 

— повышается мотивация к процессу обучения. Ролевые игры можно и нужно применять на уроках не только с детьми, но и со взрослыми учениками. Подобные ситуации ярко иллюстрируют, как полученные знания можно применять на практике;

— способствуют общему развитию студента: любая сюжетно-ролевая игра построена по определенному сценарию и тематике. Благодаря выбранной сфере обсуждения, повышается общий уровень развития всего класса: участники получают новые знания, делятся своим мнением и опытом, учатся эмпатии и способности принимать точку зрения одноклассников. 

Секреты успеха 

Главный принцип, которым стоит руководствоваться при составлении игры, доступность и ясность для учеников. Всем студентам должно быть понятно, что от них требуется, какие их роли. Используйте раздел «Useful vocabulary» с вариантами необходимой лексики. Повторите ее, если это необходимо, до проведения задания.

Второй критерий — польза. Цель таких уроков в том, чтобы развить коммуникативные навыки студентов и помочь им адаптироваться к разным ситуациям. Поэтому, игровые модели можно выбирать максимально приближенные к жизненным ситуациям: 

— в путешествиях;

— в аэропорту;

— на вокзале;

— в ресторане;

— у врача;

— на собеседовании на работу. 

Нужно помочь своим ученикам понять, что они способны справиться с любой жизненной ситуацией, у них есть достаточно лексики, чтобы чувствовать себя уверенно и они могут не только понимать окружающих, но и поддерживать разговор. Чем выше уровень знаний ученика, тем многообразнее и интереснее сюжеты можно готовить. Как и при построении плана обычного информативного урока, преподавателю следует ориентироваться на личные цели студента, так и при выборе ролевых игр, основной отправной точкой будет индивидуальный подход. 

Примеры ролевых игр

Если вы готовитесь к сюжетно-ролевой игре в классе, воспользуйтесь школьным учебником. В конце урока или раздела есть упражнения для закрепления материала. Они построены таким образом, чтобы разыграть ситуации по ролям и отточить навыки говорения. 

Например, в средних и старших классах можно сыграть в Journalist — Interviewee. 

Один из учеников получает роль журналиста, другой — того, у кого будут брать интервью. Если группа большая, то можно сделать несколько таких пар. Каждой паре дается одна тема, в зависимости от материала программы УМК.

Super Star: the way you became famous;

Living in London (another city): the advantages and disadvantages of living in a big city;

Role Model: who is the most important person for you? Why? 

Healthy or Junk food: your recommendations. 

Ученики готовят диалог, а затем презентуют его перед классом.

С классами помладше можно сыграть ситуативно-ролевую игру в группах. Команда из 3-4 детей составляет беседу/дискуссию по ситуации, которая выпадет им методом жребия, разделив между собой роли. Темы могут быть различны: от экологии Земли до проблем в отношениях со сверстниками. 

Проведите Talk Show в старших классах. Всем подросткам сегодня знаком этот формат, особенно он популярны в формате YouTube программы. Например, группа телеведущих приглашает каких-нибудь знаменитостей, блогеров, музыкантов или актеров, и обсуждает с ними их жизнь, деятельность, планы в карьере. Некоторые программы включают в себя веселые игры: 

— закончить шутку;

— допеть песню по-своему;

— ответить на каверзные вопросы;

— угадать мелодию.

Преимущество такой ролевой игры в том, что вы можете полностью написать ее сценарий самостоятельно. Отработка навыков английского языка будет происходить не только во время самой игры, но и задолго до нее. Например, сначала ребята вместе определяют формат шоу. Они выбирают главных ведущих, их ассистентов, гостей и их роли. Затем собирают команду аниматоров, которые придумают игры, задания и конкурсы для гостей и ведущих. Каждый должен знать только тематику, свою роль и задание. Всем дается равное время на подготовку. 

  1. Ведущие готовят свои списки вопросов, не зная, кто у них будет в гостях, и какую роль будут играть гости.
  2. Каждый гость выбирает себе сферу деятельности и пишет свою легенду: чем занимается, какие имеет мечты, где, с кем и как живет. 
  3. Аниматоры придумывают игры: все — от заданий до баллов. 

Всем участникам дается равное количество времени на подготовку. Такая сюжетно-ролевая игра займет много времени, поэтому учителю следует понимать, что все время подготовки он будет курировать процесс и помогать каждому участнику в отдельности. В итоге ученики отработают навык говорения и письма, повторят грамматический материал и лексику, проявят креативный подход, смогут побороть языковой барьер и застенчивость, лучше узнают друг друга, а главное — получат удовольствие от изучения английского языка. 

Почитайте по теме: Creating a positive atmosphere in online group lessons

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×