Фонематический слух — это способность различать фонемы языка, то есть слышать и идентифицировать звуки, слоги, слова. Навыки восприятия речи лежат в основе других видов речевой деятельности, поэтому их недоразвитие ведет к ощутимым сложностям в усвоении английского языка. Некоторые авторы называют несформированность фонематического восприятия лидирующей причиной, приводящей к сложностям в учебе.
Хорошая новость в том, что фонематический слух можно и нужно тренировать. В его развитии можно выделить несколько этапов.
— развитие распознавания неречевых звуков (Что звучит? Где звучит? Как звучит?);
— развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;
— формирование способности к звуковому анализу и синтезу слова.
Важно выполнять упражнения на развитие фонематического слуха регулярно. На каждом уроке проводите фонетическую разминку. Это позволит снять возможные фонетические трудности (слуховые, произносительные, ритмико-интонационные) и перестроить артикуляционный аппарат с родного языка на иностранный.
Для тренировки навыка можно использовать игры, а также скороговорки, рифмовки, диалоги, пословицы и поговорки. Например, для отработки самых трудных английских звуков, которые отсутствуют в родном языке: губно-губной звук [w]:
Where there is a will there is a way — Где хотенье, там и уменье.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.
Please
Участникам требуется выполнять команды ведущего только в том случае, если они услышат вежливую просьбу «please».
Участники, выполнившие команду без ключевого слова — выбывают. «Please, say [o], — [o]! Say [p] — silence».
It can fly
Эта игра имеет два варианта:
- дети внимательно прослушивая текст, предлагаемый педагогом, хлопают в ладоши, услышав название предмета (животного, насекомого), которое может летать, плавать, бегать и т.п.
- из произнесенного педагогом ряда слов детям необходимо выбрать название лишнего животного, которое не подходит по определенному заранее признаку.
Например: животное, которое не может летать: duck, penguin, parrot, ostrich.
Широкие и узкие гласные
Педагог называет слова. Дети поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
Правильно — неправильно
Педагог называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Дети поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях.
Комары и осы
Предложите детям произнести звук [z] и объясните, что так в нашей игре будут жужжать комары. Потом предложите сказать звук [ð] и объясните, что так будут жужжать осы. Каждый раз, когда будут жужжать комары (звук [z]), дети должны хлопать в ладони, будто отгоняют комаров, а когда жужжат осы (звук [ð]), они должны сидеть тихо, чтобы оса их не укусила.
Цель игры — научить различать на слух звуки [z] и [ð].
Foreign Speakers
Учитель предлагает детям ситуацию: «Мы иностранцы. Мы не знаем, как произносить русские звуки. Поэтому мы заменяем их соответствующими английскими звуками. Повторяйте слова и фразы за мной: [д] — [d] дом, дятел, дети, домино. Дед Додон в дуду дудел, Дину дед дудой задел [т] — [t] кот, стол, тигр, кит, тесто, теленок. [з] — [ð] Зина, заяц, зима, завод, коза. [с] — [θ] сено, солнце, сосна, сани, сон, сын. Семен сказал своим сыновьям: Cыны, составьте скирду сена. Сыновья составили скирду сена. Семен сказал своим сыновьям: — Спасибо. [р] — [r] рукавица, растение, строка, ромашка, роса, рыбалка, река, работа. На реке Роман поймал руками рака, рак ущипнул Романа за руку.
Strange Sounds
Учитель произносит английские слова. Дети хлопают в ладоши, если слышат русский звук в английском слове. Например: [т] able, са [т], [р] iver, [р] ose, [р] oom, [с] ank you, wea [з] er and so on. Потом в роли ведущего выступают сами ученики по очереди.
Старайтесь проводить работу по развитию фонематического слуха регулярно. Упражнения не займут у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий.
Почитайте по теме: Как правильно работать над говорением