— Ну-ка, сложи своё имя.

Филипок сказал:

— Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

Лев Толстой “Филиппок”

Выучил алфавит не значит, что начал бегло читать. Детям приходится запоминать, какие звуки выражают буквы в различных сочетаниях. Учитывая количество исключений, процесс обучения чтению затягивается. Чтобы знать, как учить, рассмотрим основные методы развития навыка чтения и преимущества аналитической фонетики.

В Англии в девяностые года двадцатого века в школах наряду с коренными английскими школьниками стали появляться и дети родителей, переехавших жить на Британские Острова из других стран. Вскоре учителя заметили тот факт, что учащиеся-эмигранты лучше читали на неродном английском языке, чем коренные англичане. Учителя провели эксперимент, внедрив метод индуктивной фонетики в преподавание чтения на родном языке. Результат был впечатляющим! С тех пор было проведено огромное количество исследований, доказавших эффективность данного метода обучению чтению, многие учителя Англии стали прибегать к методу индуктивной фонетики. Сейчас невозможно представить образовательный процесс в англоговорящих странах без этой методики.

В методике существует два метода обучения чтению: дедуктивная и индуктивная фонетика. Отличие дедуктивной (analytic phonics, аналитическая фоника) от индуктивной фонетики (synthetic phonics) состоит в том, что обучение чтению строится на процессе перехода от слова к звуку, а не наоборот. Также в дедуктивной фонетике нет смешения звуков в слова, как индуктивной. Используя метод аналитической фоники, далеко не всегда преподаватель может быть уверен в том, что учащиеся смогут читать похожие слова с примерно похожим набором букв или звуков. Как правило, учащиеся лишь просто запоминают чтение выученных слов и интуитивно анализируют при прочтении другие слова. Индуктивная фонетика является некой методикой скорочтения. Ее применяют в школах Англии на начальном этапе обучения детей. 

Использование метода индуктивной фонетики не исключает использование дедуктивной. В английском языке существуют слова, которые нельзя разделить на звуки, и учащимся необходимо запоминать их, используя зрительную память — это sight words. К ним относятся:

  • часто используемые слова;
  • слова, читающиеся не по общим фонетическим правилам (one, two).

Принципы метода аналитической фонетики

  1. Дети стараются догадаться, как читается слово после прочтения группы сходных слов.
  2. Акцент идет на первом звуке слова.
  3. Обучение медленное вводится один звук в неделю.
  4. Нет логического порядка введения новых звуков.
  5. Разбираются исключения из правил, хотя не все, а только основные.
  6. Разбор правильного написания слова часто пропускается.
  7. Иллюстрации используются для подсказки, ребенок догадывается, какое перед ним слово, и «прочитывает» его по картинке

Следует отметить, что методика подходит российским учащимся, которые только начинают учить английский язык в школе. В УМК для детей предлагается совмещать оба подхода вводить буквы и звуки прежде чем читать их в словах, но также догадываться о многих правилах на основе чтения групп слов с одинаковыми буквосочетаниями. Дети разные, используйте методы аналитической и синтетической фонетики, чтобы все смогли достичь отличных результатов.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×