— Ну-ка, сложи своё имя.
Филипок сказал:
— Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.
Лев Толстой “Филиппок”
Выучил алфавит — не значит, что начал бегло читать. Детям приходится запоминать, какие звуки выражают буквы в различных сочетаниях. Учитывая количество исключений, процесс обучения чтению затягивается. Чтобы знать, как учить, рассмотрим основные методы развития навыка чтения и преимущества аналитической фонетики.
В Англии в девяностые года двадцатого века в школах наряду с коренными английскими школьниками стали появляться и дети родителей, переехавших жить на Британские Острова из других стран. Вскоре учителя заметили тот факт, что учащиеся-эмигранты лучше читали на неродном английском языке, чем коренные англичане. Учителя провели эксперимент, внедрив метод индуктивной фонетики в преподавание чтения на родном языке. Результат был впечатляющим! С тех пор было проведено огромное количество исследований, доказавших эффективность данного метода обучению чтению, многие учителя Англии стали прибегать к методу индуктивной фонетики. Сейчас невозможно представить образовательный процесс в англоговорящих странах без этой методики.
В методике существует два метода обучения чтению: дедуктивная и индуктивная фонетика. Отличие дедуктивной (analytic phonics, аналитическая фоника) от индуктивной фонетики (synthetic phonics) состоит в том, что обучение чтению строится на процессе перехода от слова к звуку, а не наоборот. Также в дедуктивной фонетике нет смешения звуков в слова, как индуктивной. Используя метод аналитической фоники, далеко не всегда преподаватель может быть уверен в том, что учащиеся смогут читать похожие слова с примерно похожим набором букв или звуков. Как правило, учащиеся лишь просто запоминают чтение выученных слов и интуитивно анализируют при прочтении другие слова. Индуктивная фонетика является некой методикой скорочтения. Ее применяют в школах Англии на начальном этапе обучения детей.
Использование метода индуктивной фонетики не исключает использование дедуктивной. В английском языке существуют слова, которые нельзя разделить на звуки, и учащимся необходимо запоминать их, используя зрительную память — это sight words. К ним относятся:
- часто используемые слова;
- слова, читающиеся не по общим фонетическим правилам (one, two).
Принципы метода аналитической фонетики
- Дети стараются догадаться, как читается слово после прочтения группы сходных слов.
- Акцент идет на первом звуке слова.
- Обучение медленное — вводится один звук в неделю.
- Нет логического порядка введения новых звуков.
- Разбираются исключения из правил, хотя не все, а только основные.
- Разбор правильного написания слова часто пропускается.
- Иллюстрации используются для подсказки, ребенок догадывается, какое перед ним слово, и «прочитывает» его по картинке
Следует отметить, что методика подходит российским учащимся, которые только начинают учить английский язык в школе. В УМК для детей предлагается совмещать оба подхода — вводить буквы и звуки прежде чем читать их в словах, но также догадываться о многих правилах на основе чтения групп слов с одинаковыми буквосочетаниями. Дети разные, используйте методы аналитической и синтетической фонетики, чтобы все смогли достичь отличных результатов.