Discovery learning с использованием корпуса текстов на занятиях по английскому языку

Discovery learning с использованием корпуса текстов на занятиях по английскому языку

В предыдущей статье из цикла публикаций о корпусах текстов в преподавании вы могли познакомиться с обзором инструментов The Corpus of Contemporary American English (COCA) и увидеть, что анализ конкордансов (примеров из массива аутентичных текстов) позволяет выявить языковые модели использования. Материал корпусов можно использовать в обучении, предлагая ученикам выводить грамматические правила и лексические закономерности на основании анализа массива примеров (condensed exposure).  

Идею использования данных корпусов в ELT предложил еще в 1991 году Tim Johns в своей новаторской статье  Should you be persuaded – two samples of data-driven learning materials (кстати, на с. 7 этого документа можно видеть, как представлялись конкордансеры в то время — принцип тот же, а вот дизайн и инструментарий очень выросли). Он отмечал, учитель должен не вести, но направлять учеников в работе с данными корпуса, позволяя им приходить к выводам о функционировании языка индуктивным путём и почувствовать себя language detectives

Работа с корпусом, таким образом, находится в парадигме

discovery learning, когда учитель поощряет учеников следовать своим интересам и предоставляет им возможность развивать умения и навыки [работы с корпусом], чтобы получать более точные результаты при поиске и приходить к достоверным выводам на основе более сфокусированных наблюдений. Tim Johns описывает процесс concordance-based learning’ как трехэтапный (‘Identify – Classify – Generalise’): 1) ученики идентифицируют различные языковые модели в предложениях; 2) вычленяют предложения с идентичными моделями; 3) выводят правила для использования моделей.

Вариант знакомства с корпусом для Upper-Intermediate. 

Я делала это на примере глаголов accuse и blame, различия в значениях которых не всегда очевидны, даже после изучения нескольких словарей и мнений образованных людей из числа тех, для кого английский является родным. Погружение в массив примеров представляется перспективной возможностью «почувствовать разницу».  Для целей сравнения структур и значения лучше всего подходит инструмент Compare. Задаем критерии поиска:

В третьей строке поиска выбираю сочетание с любыми словами (*), в четвертой — фокусирую контекст на трех словах справа и одном — слева. Ограничиваю поиск жанром фильмов и сериалов, такой запрос актуален для моих студентов.

В выдаче показаны наиболее частые сочетания для каждого глагола и указано, где они находятся по отношению к заданному слову. Например, с accuse чаще всего используется of, предлог как правило располагается непосредственно рядом, и почти в четыре раза реже — через слово. Для blame частые варианты-лексемы — for, on, yourself, all и сам blame (из примеров, доступных по нажатию на число, видно, что это обусловлено жанром — герои эмоционально повторяют одно слово). 

Возможный перечень вопросов для Guided discovery на этом этапе: 

  • What prepositions are the most common for each of the words?
  • What are the most frequent combinations for each verb?
  • How can the word “blame” have itself as one of the frequent combinations? Speculate, then check your suppositions.  

На следующем этапе анализируем контексты и фокусируемся на предлогах:

Вопросы для Guided discovery на этапе Focusing on prepositions: 

  • What are the most common structures with “accuse”?
  • What are the common structures with “blame + on”? What part of speech is “blame” in those structures?
  • What are the common structures with “blame + for”? What part of speech is “blame” in those structures?

Можно было сразу ограничить поиск глаголами, выбрав эту часть речи в поле запроса справа от слова (PoS). Но можно и дать возможность ученикам самим обнаружить / вспомнить, что blame — это конверсив. 

Теперь погружаемся в детали, для этого понадобится инструмент Word. На этом этапе рассматриваем каждый глагол отдельно. Возможные вопросы для анализа:

  • Compare the topics sections. Which spheres in each of the words more common in? 
  • Are there any common COLLOCATES for these two verbs? What are they? 
  • Analyze the CLUSTERS section. What forms are common? How often is each verb represented in the active and passive voice?

Переходим к конкордансам и анализируем значения:

Read through the concordances for accuse and answer the questions: 

  • What are some of the reasons for accusations? 
  • Who accuses? Who is accused? Share some observations. 
  • Are there any repeated participants / other repeated aspects among different situations?

Read through the concordances for blame and answer the questions: 

  • What are some of the reasons for blaming? 
  • Who blames? 
    1. 2013 / TV / Futurama I hereby, in front of all of you, ____________  his ass with my toothbrush. (Bender / polish) 
    2. 2013 / MOV Abner, the Invisible Dog.       Such as ripping a big fart at the dinner table and _________. ” The dog did it! ” (it / the dog)
    3. 1995 / MOV/ The Last Supper.  … who thank god for everything that’s good … and ___________.     (humankind / everything   that’s bad)
    4. 2010 / MOV / Waiting for ‘Superman’   For generations, experts tended to ____________ (failing   schools   / failing neighborhoods). 

1999 / MOV/ The Hall Monitor.  A scared and baffled faculty is beginning to ____________ (Principal   Martin   Caste / incompetence).

Who / What is blamed? Find examples when the blame is put on some inanimate object / situation / circumstance.

Вопрос для проверки внимательности: 

Is there a mistake in the preposition? 

После обсуждения предлагаю задание на gap filling с примерами из корпуса. В некоторых случаях возможны варианты, тем интереснее обратиться к корпусу и проанализировать более широкий контекст, чтобы понять, почему именно этот глагол используется в аутентичном тексте. 


Practice time. Fill in the gaps with “blame” or “accuse” in the proper form and use the words in brackets to introduce the participants / circumstances of the situations of blaming / accusing. Keep the order of the words in brackets: 

  1. 2013 / TV / Futurama I hereby, in front of all of you, ____________  his ass with my toothbrush. (Bender / polish) 
  2. 2013 / MOV Abner, the Invisible Dog.       Such as ripping a big fart at the dinner table and _________. ” The dog did it! ” (it / the dog)
  3. 1995 / MOV/ The Last Supper.  … who thank god for everything that’s good … and ___________.     (humankind / everything   that’s bad)
  4. 2010 / MOV / Waiting for ‘Superman’   For generations, experts tended to ____________ (failing   schools   / failing neighborhoods). 
  5. 1999 / MOV/ The Hall Monitor.  A scared and baffled faculty is beginning to ____________ (Principal   Martin   Caste / incompetence).

C учениками уровня Pre-Intermediate—Intermediate стоит начать с более простых задач. 

Для начала можно сравнить работу корпуса с работой поискового сервиса. Попросите ученика дать любое слово / запрос, введите его в Google:

Обратите внимание ученика на слова, выделенные жирным шрифтом в текстах выдачи — Google пометил их как релевантные запросу, как так они входят в поисковый запрос. Google работает как огромный корпус, и принцип работы COCA и любого корпуса текстов тот же — они находят то, что мы запрашиваем, и чем точнее мы формулируем запрос, тем более удачные результаты получаем. 

Введите тот же запрос в COCA. Покажите одно из слов запроса в инструменте Word, продемонстрируйте возможности инструмента и поясните, в чем польза конкордансов и их разметки: 

Предложите ученикам самим поискать любые слова и сочетания в корпусе (бесплатный аккаунт после регистрации позволит им это сделать). 

Как правило, ученики уже знакомы с онлайн словарями, корпус — это просто ещё один шаг вперед. Покажите, как корпус может дополнить функционал словарей. С помощью инструмента List можно сравните два слова, например, woe и sad. Этот инструмент показывает frequency — информацию о том, какое из двух более употребительно.

С помощью инструмента Chart можно увидеть подходящие для каждого из слов жанры, а в Word можно получить информацию, которой нет ни в словарях, а также большое число примеров использования. 

Примеры поисковых запросов и заданий для освоения и демонстрации возможностей корпуса

  • Лексика в контексте.  

Изучите примеры из корпуса. Возможно ли понять значение выделенного слова из этих примеров? Какое значение вы выберете из предложенных?  

  1. a)  something pretty;
  2. b)  some taste that food has; 
  3. c)  something that is unknown.

  • Не все синонимы одинаково похожи

Сравните синонимы для слова strong в двух разных жанрах, например, TV/movies vs. Academic (‘=strong’ и выберите жанры в секциях под поисковой строкой):

  • Gap filling (missing prepositions)

(Поисковый запрос: ‘go *’ с инструментом KWIC.) 

В работе Costas Gabrielatos Corpora and Language Teaching: Just a fling or wedding bells?  вы найдете еще восемь примеров (с. 10-17). Там же визуально представлены процессы распознавания языковых моделей и вывода грамматических закономерностей.  

Если к теме использования корпусов в ELT будет интерес, в следующей статье приведу примеры групповых и индивидуальных заданий на освоение конкретных грамматических и лексических явлений на основе материала корпуса. Если у вас есть вопросы, постараюсь ответить на них в комментариях. Что вы думаете об использовании корпусов в преподавании? Вам это кажется перспективным? Ведь интерес ученика часто начинается с энтузиазма преподавателя.  



Галина Смирнова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1302 10

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×