Учебный стресс: как помочь ученикам не попасть в ловушку?

Учебный стресс: как помочь ученикам не попасть в ловушку?

Стрессовое состояние знакомо всем студентам, неважно учатся ли они еще в школе или уже поступили в ВУЗ. Стресс, сам по себе, это реакция организма на внешний раздражитель. Иногда этим внешним раздражителем могут служить и внутренние факторы: например, склонность к самокритике или сомнениям, неуверенность в себе, самокопание и так далее. При стрессе, мозг посылает телу сигнал и стимулирует выброс гормонов в кровь. Человек мобилизуется и приходит в состояние «боевой готовности». Но не всегда стресс может иметь положительное влияние на организм. Длительное пребывание в таком состоянии приводит к очень печальным последствиям:

  • нарушения сна и аппетита;
  • аллергические реакции и сыпи;
  • гормональные сбои;
  • потеря концентрации и внимания;
  • уныние, апатия, выгорание;
  • снижение работоспособности;
  • раздражительность, агрессия.

Это лишь некоторые из признаков, показывающих, что пора что-то менять. Большинство ваших студентов испытали огромный стресс за последний год, адаптируясь к новой онлайн-системе образования, ограничениям и карантину. Затем большинству студентов пришлось подстраиваться под выход из виртуального мира в реальный. Может их родители лишились работы, кто-то потерял возможность съездить с семьёй в отпуск мечты. Уж не говоря о том, что некоторые столкнулись с проблемами со здоровьем у себя или своих близких. Как бы там ни было, но стресса было достаточно всем, тем более, что неудачи в учебе, приближающиеся экзамены или переезд куда-то также прибавляет беспокойств. Как помочь своим студентам не попасть в ловушку учебного стресса?

Совет 1. Научите их закону Парето. 

Большинство ваших студентов уже слышали о нем: часто этот закон знают, как правило «80/20». Этот закон базируется на рациональном распределении времени, где 20% усилий дают 80% результата. Легче сказать, чем сделать: по сути, этот закон не подразумевает 80% безделья. Он о правильной расстановке приоритетов. Предположим, у вашего студента скоро очень важный экзамен. Подготовку к нему нужно начать с самого сложного: т.е. уделить 20% времени и сил на проработку теоретической части материала. Это может быть трудно сделать, но зато оставшиеся 80% времени вы посвятите повторению и шлифовке того, что знаете. 

Совет 2. Научите их говорить «нет». 

Этот совет можно разобрать прямо во время урока. Постарайтесь опросить студентов, что они понимают под этим выражением, и когда им сложно отказать кому-то в чем-то. Большинство, с удивлением для себя, заметят, что с неохотой отказывают своим близким, родителям или друзьям. Организуйте дебаты в группе на тему того, как важно говорить «нет», если что-то, о чем вас просят, может повредить вашему эмоциональному или физическому здоровью. На уроке можно разобрать статью “How to Say No: 3 Steps for People Pleasers” или отрывки из нее, а также посмотреть выступление TED “How to say NO and discover your inner Arctic mindset”. Затем обсудить следующими вопросами:

  • How often do you agree to do something when you really don’t want to do it?
  • How do you feel yourself?
  • Does it bring satisfaction to you?
  • Is it difficult to say  «no»? 
  • How often do you say «no» to yourself? 
  • How can you say «no» to your fears?

Совет 3. Помогите понять, что ошибки — это нормально. 

В своей книге «Хороший подросток: разоблачение мифа о трудном возрасте» психолог Ричард Лёрнер отметил, что для того, чтобы стать  успешным и эффективным во взрослой жизни, нужно также научиться справляться с разочарованиями, ставить новые цели и искать иные пути достижения желаемых результатов. 

Большинство детей и подростков очень критично относятся к плохим оценкам, неудачам на экзаменах или ошибкам в своих работах. У многих из них проблема кроется в отношении их родителей и окружения. Это способствует снижению мотивации, что в свою очередь, еще больше сказывается на успеваемости. И ребенок попадает в замкнутый круг. Помогите своим ученикам понять, что ошибки — это нормальный и естественный процесс, и нет человека, который не ошибался бы. Если привить своим студентам мысль, что ошибки — это часть процесса обучения, работать с ними станет намного легче. 

Совет 4. Настройте их фокус на положительном.

Один из самых частых советов, которые можно услышать от психолога — научиться быть благодарным. Ни в коем случае не обесценивайте проблемы или переживания своих студентов, но помогите им хотя бы на время сфокусироваться на том, что у них уже есть или на том, чего они уже добились. 

Например, если студент очень переживает из-за того, что какая-то тема в английском ему пока еще не дается, помогите ему увидеть, сколько всего он уже выучил. Если он нервничает перед сложным экзаменом или переездом, помогите ему вспомнить, сколько всего он уже преодолел до этого момента. Подобные разговоры можно проводить даже на уроке. Устройте своим студентам тематический урок «Personal Thanksgiving day»: пусть они подготовят 10 пунктов о том, за что хотят поблагодарить себя и 10 о том, за что они благодарны в своей жизни. Как материал для вдохновения, можно разобрать эту статью.  Психологи утверждают, что положительный взгляд на вещи и умение быть благодарными, значительно снижают вред от стресса в нашей жизни. 

Совет 5. «Подружите» своих студентов со стрессом. 

В начале статьи мы вскользь упомянули о том, что стрессовое состояние мобилизует наш организм, а это значит, что стресс не всегда наш враг. Часто, благодаря состоянию здорового стресса, наш мозг и тело могут показать потрясающие результаты, на которые мы не способны в расслабленном состоянии. Большинство крупных компаний в вакансиях на высокопоставленные и хорошо оплачиваемые должности указывает «стрессоустойчивость», как обязательное качество для соискателей. Как же понять, насколько ты стрессоустойчив? Что значит, правильное отношение к стрессу?

Об этом знаменитая Келли МакГонигал говорит в данном TED Talk. Просмотрите ее выступление вместе с учениками и устройте обсуждение по формату: Advantages and Disadvantages of stress.  

Конечно, если вы хотите помочь вашим студентам не попадать в ловушку стресса, вам самим необходимо быть мотивированными, спокойными и стрессоустойчивыми. Прочтите наши статьи о том, как не выгореть профессионально и снять стресс, а также посмотрите стрим с психологом об антистрессовых методиках для преподавателей. 

А что вам помогает бороться со стрессом? И нужно ли с ним бороться? Давайте обсудим в комментариях.



Элизабет Мунтян

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    560 4

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×