Термин «лингвистика» понятен любому преподавателю иностранного языка. Но чем занимается нейролингвистика и как она используется в обучении языкам? В этой статье мы даем несколько полезных советов по практическому применению этой загадочной науки.
Содержание
- На стыке нейронаук и лингвистики
- В чем интерес для преподавателей
- Лайфхаки и практические советы
- Техники и приемы
- Нейролингвистика и обучение лексике
Наука на стыке нейронаук и лингвистики
Эта фраза достаточно емко описывает всю суть нейролингвистики. Ее место находится ровно между лингвистикой, которая изучает язык, его устройство и функционирование, и нейропсихологией и неврологией, которые исследуют мозг.
Благодаря нейролингвистике разработаны десятки видов тестирования, которые охватывают разные области: от патологических нарушений работы мозга и речевых нарушений до маркетинга и рекламы.
Среди отечественных психологов слияние двух наук активно продвигал Л. С. Выготский. Сегодня одним из самых выдающихся профессоров в этой сфере является Татьяна Черниговская — доктор филологических и биологических наук. Благодаря ее трудам, научным работам и лекциям нейролингвистика стала значительно популярнее среди российских ученых и докторов.
В чем интерес для преподавателей
Задача преподавателя — помочь ученику эффективно воспринять, обработать и запомнить новую информацию, превратить ее в активный навык. Поэтому мы обязаны понимать, как устроен человеческий мозг, как реагирует на появление второго или третьего языка и многое другое.
• как различаются в усвоении второго языка дети и взрослые;
• как работать с нарушениями речи или афазиями;
• какие бывают методы перевода пассивного словарного запаса в активный.
Нейролингвистическое программирование живет в нашей профессии намного дольше, чем кажется. Большинство из нас используют базовые принципы нейролингвистики для воздействия на мозг наших студентов. Например:
- ассоциативные связи,
- драматургию,
- жестикуляцию,
- сценки,
- визуальное восприятие.
Понимание принципов работы мозга поможет преподавателю выстраивать конкретные шаги для достижения цели — эффективного обучения иностранному языку.
Я могу порекомендовать записаться на бесплатный онлайн-курс от СПбГУ, где вас познакомят с экспериментальными методами нейролингвистики и предметами ее изучения.
Дополнительно рекомендуем статьи:
Лайфхаки и практические советы
Итак, изучение языка — это в первую очередь задача работы мозга. Она больше психологическая и организационная, чем лингвистическая. Именно по этой причине преподавателям важно выстраивать свои методики, опираясь на нейронауки.
Лайфхак №1
Увеличение интенсивности занятий и их регулярность
Многие преподаватели знают, что регулярные короткие занятия лучше, чем длинные, но редкие. Это связано со спецификой работы нашего мозга: он может фокусировать внимание только на определенное время.
Кроме того, мозгу нужно свободное от активной умственной деятельности время для процесса архивации или распределения полученных знаний «по полочкам» и их дальнейшего применения.
Не стоит перегружать ученика большими объемами новой информации за один урок из-за редких занятий. Предложите заниматься чаще. Если у студента нет времени, оптимальнее разбить материал одного урока на два. Например, если одно занятие длится полтора часа, предложите встречаться 2 раза в неделю по 45 минут.
Лайфхак №2
Планирование и организация учебного процесса
В среднем мозгу человека нужно 15–30 минут для абсолютного переключения на новую задачу. Это время «калибровки». Важно учитывать эту информацию при организации учебного процесса и планировать время с умом.
Но не отходите от темы урока, даже если ваш студент — очень интересный собеседник: обсудить любой вопрос, не имеющий отношения к уроку, можно будет и после занятия.
Установите четкие правила на ваших занятиях. Вы должны свести к минимуму все посторонние шумы и отвлечения для вашего ученика. Учитывайте время: утром человеку легче настроиться на урок, так как пик умственной активности приходится на 10–12 часов дня.
Лайфхак №3
Аудирование как техника тренировки слуха
Навыки чтения и письма являются не первичными, а производными от навыков аудирования, то есть восприятия информации на слух, и говорения. Дети сначала учатся понимать язык, потом начинают на нем говорить и только потом могут воспринимать письменную речь.
Даже говоря о родном для нас русском языке, мы можем не знать значение какого-то слова, потому что никогда не слышали его ранее. Интонационные ударения облегчают смысловое понимание собеседника и коммуникацию на этом языке.
Не пренебрегайте упражнениями на аудирование. Подбирайте материалы как с носителями английского языка, так и озвученные дикторами с различными акцентами. Говорите со студентами преимущественно на английском, объясняйте значение новых слов и вместе тренируйте произношение и ударение в трудновыговариваемых словах.
Техники и приемы
Язык тела
Используйте на занятиях позы и мимику для создания правильного настроя, придания уверенности, проигрывания ситуаций успеха.
Think and act native
Во время ролевых игр, диалогов или монологов от лица носителя языка полезно «залезть под кожу»: изображать не только акцент, но и поведение. Студент может имитировать их, опираясь на свой опыт и воображение, — даже если они не отражают реальную картину. Главное, чтобы он ощущал себя в этот момент иностранцем.
Раппорт
Эту технику многие считают манипуляцией, поскольку она помогает установить глубокое чувство взаимного доверия и легкости. Суть проста: постарайтесь подстроиться под дыхание, позу, скопировать движение глаз, темп и громкость речи, жесты ученика. Раппорт пригодится преподавателям на первом занятии-знакомстве, а также в начале каждого обычного занятия.
Волшебный вопрос
Эта техника помогает работать с мотивацией и способна переключить человека с проблемы на решение. Выполняется так: предположим, что однажды утром случилось чудо и проблема, которая мучила вашего студента, исчезла. По каким признакам он бы об этом узнал? Что изменилось бы в нем и в мире? Что заметили бы окружающие? Иногда достаточно лишь ответов на эти вопросы, чтобы выявить способы решения большинства проблем.
Фрейм, или техника хорошо сформулированного результата
Более глубокий и подробный вариант предыдущей техники. Цель в НЛП очень похожа на цель по SMART: она определена в позитивном ключе, практична, достижима, сформулирована в конкретных сенсорных категориях, необходима, предполагает процедуру проверки, подразумевает разнообразные средства достижения.
• результат (чего конкретно он хочет);
• признаки (как поймет, что все получилось);
• условия (где, когда и с кем цель желательна);
• средства (каких ресурсов не хватает для достижения цели);
• ограничения (что мешает);
• последствия (что произойдет, если все получится);
• ценность (стоит ли цель усилий).
Мы вовсе не предлагаем превращать занятие по английскому в сеанс психотерапии, но преподавателю будет полезно время от времени невзначай задавать своим студентам один из вопросов выше.
Якорение
Эта техника помогает достичь желаемого ресурсного состояния с помощью положительных стимулов. Простой пример: когда вы получаете некую награду, звучит музыка. С тех пор эта музыка, даже если она услышана случайно, вызывает у вас прилив удовольствия и состояние «я все могу».
Якорение поможет преподавателю настроить студента на продуктивный лад, подбодрить, когда что-то не получается, вернуть спокойствие, когда есть повод волноваться.
Нейролингвистика и обучение лексике
Чем бо́льшим количеством лексических единиц — как в активном, так и в пассивном запасе — мы обладаем, тем выше наши шансы на понимание ситуации в иноязычной среде, будь то учебная ситуация, фильм, книга или реальное событие.
В нейролингвистике есть три основные репрезентативные системы: зрительная, слуховая, кинестетическая.
Назовите слово, «предъявляя» его, например a door, — и укажите на дверь. Ученик получит визуальный сигнал из внешнего мира.
Следующий этап — попросить запомнить цвет двери: “It’s black and white.” В этом случае мозг опять получит информацию, но уже не извне, а от самого себя. Так формируется внутренний зрительный образ.
Третий этап: пусть ученик представит дверь космического корабля, дверь в загадочный сад, дверь в парк развлечений — куда угодно. И снова составит описание: “It’s big and oval, it’s plastic and transparent, I can see three aliens behind it.” Его мозг снова получит зрительный образ, однако уже сконструированный, в отличие от предыдущего.
Позиции восприятия
Есть три основные позиции восприятия. Предположим, вы разговариваете с другом.
Первая позиция: вы сами являетесь активным участником процесса.
Вторая позиция: вы ставите себя на место друга и представляете, что он может увидеть, услышать и почувствовать во время разговора.
Третья позиция: вы представляете, как звучит ваш диалог со стороны для кого-то третьего.
1-й этап. Ученики составляют реплику от лица того, кто боится:
I shake like a leaf when I see a dog on my way. I sweat and want to run away. I know that it may be irrational but can’t stand being afraid of it.
2-й этап. Ученики рассуждают со стороны друга/одноклассника, которому такой страх чужд:
Don’t be silly! Ignore this dog! Face your fear!
3-й этап. Теперь ученики должны представить, что сказал бы хозяин собаки, который увидел, как один мальчик застыл перед животным, а другой тянет его вперед:
Boys, don’t be scared. This is a clever dog, it won’t bite you. Don’t worry, boy, we’ll step aside.
Это лишь несколько практических приемов, основанных на наших знаниях о мозге человека и происходящих в нем процессах. В своей книге “NeuroEnglish” методист и автор Эльмира Кириллова дает целый список советов тем, кто учит английский или любой другой иностранный язык.