Мне кажется, все преподаватели английского это делают. Возможно, не осознают этого сами, возможно, делают это намеренно. Тем не менее все учителя английского проводят уроки CLIL.

Content and Language Integrated Learning или, если говорить по-русски, предметно-языковое интегрированное обучение – это одна из современных методик преподавания языка.

Термин говорит сам за себя. Уроки CLIL предполагают преподавание других предметов (историю, науку, географию и другие) посредством иностранного языка и на нем.

Как преподаватель, я обожаю уроки CLIL, потому что можно расширять кругозор ребенка на английском языке, прививать ему и развивать в нем любовь к окружающему миру, пробуждать любопытство и интерес к учебе, а также самостоятельному познанию мира. Причем делать это можно, не отрываясь даже, от изучаемой темы по программе английского, а наоборот расширяя и углубляя знания в ней. А еще на таких занятиях прокачиваются все навыки языка – чтение, аудирование, говорение, письмо.

Из важных фактов:

  1. термин CLIL в 1994 году придумал Дэвид Марш, учёный из Финляндии, много лет посвятивший изучению билингвального и мультилингвального обучения вместе с командой в финском университете Ювяскуля;
  2. методика подразумевает, что изучение предмета и языка – это единовременный процесс и какой-то определённый уровень владения языком для студентов не требуется;
  3. CLIL-урок состоит из четырех основных компонентов, их называют 4Сs:

— content (контент / содержание) это углубление знаний и понимания, а также развитие навыков в рамках изучаемого предмета.
— communication (общение): изучаемый иностранный язык это главное коммуникативное средство на уроке. Дети обучаются на нем, тем самым изучая и язык в том числе, оттачивая знания и навыки.
— cognition (познание): развитие всех мыслительных процессов, от восприятия до формирования суждений и решения задач.
— culture (культура): углубленное понимание своей и других культур, развитие межкультурных навыков.

В этом материале посмотрим, как спланировать занятие CLIL. Нужно отметить, что урок несмотря на то, что он предметный, должен состоять из необходимых грамматических структур и лексики уровня учеников, а не слишком сложной специализированной лексики.

Чтобы спланировать эффективный урок, сперва нужно определить его цель, тему/предмет, которые будут изучаться, основную часть урока и рефлексию.

Часто на уроках CLIL преподаватели выбирают работу с текстом или с аудированием в качестве основной деятельности. Исходя из этого работа на уроке будет состоять из следующих шагов, не считая warm-up, lead-in и сool-down.

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап / ввод необходимой лексики. 
  2. Работа с текстом / аудио

Это основные этапы работы. Лучше, если тексты или аудиозаписи будут проиллюстрированы, ведь наглядно воспринимать информацию всегда легче. Так ученики лучше понимают, о чем идет речь и могли задействовать воображение.

Если вы выбираете текст, нужно помнить, что он должен быть хорошо структурированным.

Маркеры могу быть эксплицитны (заголовки, подзаголовки, списки) и имплицитны (ярко выраженные смысловые части: завязка, развитие событий, кульминация и т.д.) Главное, чтобы структуру текста меленькие студенты могли понять и проанализировать.

  1. Определение и организация знаний

На этом этапе детям необходимо обработать информацию, которую они получили.

Классифицировать идеи текста или аудио помогут таблицы и диаграммы. Рекомендуют использовать так называемые “ideational frameworks” или “diagrams of thinking”. Однако конкретно зависеть тип диаграммы от текста и задачи, которая стоит перед студентами.

Например, если в тексте есть историческая информация или важна последовательность действий и событий, можно построить с учениками таймлайн, а идеи и причинно-следственные связи отразить в красочной mind map. Этот этап работы должен быть сосредоточен, как на развитии языка, так и получении предметных знаний.

  1. Работа с языком

На этом этапе нужно обратить внимание учеников именно на язык – из какой лексики и грамматических структур строится текст или аудио. В идеале студенты должны уметь пересказать текст или аудио своими словами, используя при этом язык текста.

  1. Задания для студентов по тексту/аудио

Задания должны быть разнообразными и направленными на развитие всех навыков языка, учитывая при этом цель урока и предпочтения маленьких студентов. Например, задания на аудирование могут быть следующими.

Послушай и заполни таблицу
Послушай и запиши конкретную информацию
Послушай и заполни пропуски в тексте.

Задания на говорение могут включать в себя опросы ребят / сбор информации в классе с помощью анкет, игры на угадывание слов, соединение ответов и вопросов, слов и их определений, частей предложения и все, что поможет детям говорить и при этом оставаться в фокусе на 4C’s.

Конечно, структура урока и выбор его компонентов всегда будет зависеть от возраста студентов и задач, которые вы, как преподаватель хотите решить на занятии (например, заполнять таблицы можно красочными стикерами или рисунками, если студенты пока еще неуверенно пишут, а текст или аудио можно заменить на видео, историю в картинках и т.д.)

Лично для меня беспроигрышный вариант CLIL урока это выбор географии, окружающего мира или литературы в качестве интегрированного предмета изучения. Как это работает на практике? К примеру, если с учениками (7-9 лет) мы изучаем тему “My toys”, то на одном из занятий, чаще всего заключительных, чтобы студенты уверенно чувствовали себя в использовании лексики и ее понимании, мы можем отправиться в путешествие, и посмотреть, как и с чем любят играть дети из разных стран мира, какие у них есть игрушки, а каких нет.

Для этого на подготовительном этапе мы вводим названия стран и те реалии, которые мы можем там встретить. На этапе основной работы — отправляемся в путешествие, то есть слушаем историю, смотрим видео или читаем текст. После этого обсуждаем, понимаем, и фиксируем полученные знания. После этого я люблю, чтобы студенты пересказывали услышанную историю.

Детям это может быть сложно, поэтому нужно оказывать поддержку – например сделать это вместе, опираясь на картинки и построенную mind-map. И после этого – задания на закрепление изученного материала.

Если для интеграции выбираете предмет Литература, то с учениками можно прочитать отрывок из произведения близкого изучаемой теме, или, если речь идет о занятии с дошкольниками и младшими школьниками можно выбрать сказку. Например, когда уже изучили животных, эмоции и прилагательные (big-small, hard-soft, cold-hot) хорошим вариантом будет сделать урок по Goldilocks And The Three Bears.

И так можно поступить практически с любой темой. Уроки с поделками или уроки, которые учат важности переработки мусора — это тоже уроки CLIL, если будут направлены на развитие когнитивных навыков, критического мышления и коммуникации.

Мне нравится, что язык в таких уроках становится инструментом для общения в рамках обсуждения содержания, а не наоборот. Здорово, что беглость языка повышается за счет того, что преподаватели больше сосредоточены на контенте, а не исправлении ошибок в речи студентов, и ученики чувствуют себя увереннее, потому что их поощряют говорить по мере их возможности (delayed correction можно сделать и на другом уроке).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×